Работа сервиса онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru по развитию рынка онлайн-туризма в России была только что отмечена журналом Fast Company, который назвал Oktogo самой инновационной российской компанией. Генеральный директор сервиса Марина Колесник рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" о тенденциях развития этого направления.

- В стране происходит активный переход от "пакетного" туризма к самостоятельному онлайн-бронированию путешествий. Перетекание пользователей из офлайн в онлайн происходит довольно быстрыми темпами и в 2013 году российский рынок онлайн-туризма вырастет до 10 млрд долларов.

Несмотря на середину февраля, бронирование проживания в гостиницах на период майских праздников уже началось. Наиболее востребованы Санкт-Петербург, прибалтийские города, Прага, а также Париж, Барселона и Амстердам. Что интересно, Нью-Йорк становится популярным направлением.

Какой город выбрать для своего отдыха — зависит от личных предпочтений, и у каждого самостоятельного путешественника есть свой список мест, где очень хочется побывать. Популярными становятся направления, на которые предлагаются лучшие условия в соотношении цена-качество.

На мой взгляд, беспроигрышный вариант – Барселона и Каталония как регион. Это место, где все можно совместить: море, достопримечательности и отличный шопинг. И отдых обойдется недорого.

Будут незабываемы и майские итальянские каникулы, особенно если поехать отдыхать на озера: Гарда, Маджоре и Комо. Если есть желание, то можно посетить такие известные города, как Рим, Милан и Венеция, либо направиться в «глубинку»: Бергамо, Болонью и Верону. Туристов в это время пока мало, высокий сезон еще не наступит, а погода для комфортного отдыха самая подходящая. Из российских городов я бы выделила Пермь, города Золотого кольца, Псков и Нижний Новгород. На Украине — Киев, Одессу, Львов — такую спрятанную "жемчужину". И конечно, Крым, черноморское побережье.

В последнее время люди стремятся лучше узнать свою Родину, а регионы постепенно раскрывают «свой богатый творческий потенциал». Например, такие города, как Кострома, Псков и Великий Новгород стали пользоваться огромной популярностью у россиян.

Мы стараемся лично выезжать в эти города, просматриваем отельную базу, выбираем лучшее и самое необычное, а потом советуем своим туристам со знанием дела.

Мы уверены, что кроме финансовой заинтересованности должна быть социальная составляющая. И стремимся развивать российский туризм, делать все для этого. Безусловно, в последнее время в российском правительстве многое говорится и делается по этому поводу, но необходимо, чтобы и со стороны бизнеса шла активная поддержка.

Стоит отметить, к концу 2012 года сервис Oktogo.ru, ориентирующийся на самостоятельных путешественников и предлагающий онлайн-бронирование гостиниц в России и по всему миру, занял лидирующие позиции на этом рынке. В этом году Oktogo.ru выходит на самоокупаемость, при этом продолжая активно инвестировать как в собственные продукты, так и в расширение отельной базы. И это отнюдь не разовые инвестиции, а долгосрочные проекты, ведь наша работа с гостиницами ведется постоянно.

У сервиса Oktogo.ru сформировалась своя целевая аудитория. Во-первых, это самостоятельные путешественники. Во-вторых, это те россияне, которые впервые бронируют онлайн и ценят поддержку со стороны профессионалов, те, кому необходима помощь и удобство сервиса, который мы предоставляем. В Oktogo.ru консультированием клиентов занимается служба поддержки, сотрудники которой помогают бронировать гостиницы на сайте нашей компании. Возраст нашего клиента от 30 до 45 лет, который платит в среднем от 100 до 200 долларов за ночь проживания в гостинице. Это зависит от того, где бронируется гостиница. В Москве и Санкт-Петербурге довольно сложно найти хороший отель меньше чем за 200 долларов, а например, в Таллине 200 долларов за ночь — одно из самых дорогих предложений.

В России большинство гостиниц относятся к малому и среднему бизнесу, а не к "цепочкам" отелей. Видна разница с американским рынком, где большинство отелей входит в какие-либо "цепочки". К сожалению, некоторые российские отельеры оказались не готовы работать с онлайн-системами. Они слышали об этом, и вполне вероятно стремятся ее освоить, но не все имеют ресурсы и не всегда знают, как правильно это делать. Во многом поэтому мы видим за собой еще и некую образовательную миссию. Порой нам приходится объяснять, что такое "динамическое ценообразование" и как важно не быть привязанным к изначальному «ценнику», а пытаться придерживаться определенной "скидочной" политики, варьируя цены в зависимости от низкой или высокой загрузки.

В 2013 году мы ожидаем интенсивного роста регионального рынка. За прошлый год сильно подтянулись регионы. Мы видим, что растут обороты у таких городов, как Казань, Сочи, Екатеринбург и Нижний Новгород. Появляются интересные гостиницы, развивается туристическая инфраструктура этих городов. Вместе с этим увеличивается и конкуренция со стороны западных сервисов.

Мы позиционируем себя, как «инфраструктурного игрока», работающего между двумя сегментами рынка. С одной стороны это гостиницы, наши поставщики, которым мы даем советы, рекомендации и предложения, как лучше продавать свой номерной фонд через Интернет, с другой стороны мы рассказываем покупателям — клиентам, что бронирование онлайн безопасно, просто и прозрачно. Что здесь нет скрытых угроз и других моментов, портящих жизнь и отдых.