- В российских регионах начали по-другому относиться к туризму. Если раньше туризм воспринимался как "рюкзаки, палатки, песни у костра", то сейчас люди начинают понимать, что туризм является очень важным экономическим фактором развития региона: это и доходы в бюджет, и занятость населения. Примерно в половине регионов РФ уже приняты свои программы развития туризма, заложены деньги на продвижение регионального турпродукта.

В рамках Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)" мы получили более 400 заявок от субъектов РФ с предложениями по продвижению регионального турпродукту, из которых будут выбраны наиболее яркие и интересные. В России начинают появляться новые туристические кластеры: в 2011 году в ФЦП с пилотными проектами вошли пять регионов, а в этом году в программу включились дополнительные регионы.

Есть мнение, что россияне предпочитают отдыхать за границей, обходя вниманием российские курорты. Я считаю, что это не совсем так – наши граждане активно в России отдыхают, да и иностранцы к нам приезжают. Может быть, их (иностранных туристов – ИФ) не так много, как нам хотелось бы, но, тем не менее, мы отмечаем позитивную тенденцию роста прибытий иностранных граждан в РФ.

Несмотря на кризис еврозоны и стагнацию европейских рынков, въездной поток в Россию увеличился. По экспертным данным, за 9 месяцев 2012 года количество иностранцев, въехавших в Россию, составило 21,2 млн, что на 13% больше аналогичного показателя прошлого года. Особую роль сыграла маркетинговая активность – рекламная кампания, которую мы проводили не только в европейских, но и в азиатских странах, что позволило не только удержать, но и увеличить потоки.

Что касается внутреннего турпотока, то и здесь мы видим позитивную динамику. На первом месте по популярности по-прежнему пляжный отдых на курортах Краснодарского края – в этом году регион ожидает принять 11,7 млн. туристов. Рост по сравнению с прошлым годом небольшой, зато Краснодарский край отмечает значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет – на 128%.

Помимо пляжного отдыха, популярность на внутреннем рынке сохраняет культурно-познавательный туризм (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо). Особую роль начинают играть событийные мероприятия, такие, как Масленица, фестивали исторических реконструкций. Растет число автотуристов, поэтому в России будут создаваться автотуристские кластеры.

Внутренний турпоток – залог устойчивого развития туризма в любой стране. Сейчас у нас более 33 млн. туристов, путешествующих внутри страны, спрос на отдых в России растет. С другой стороны, необходимо, чтобы предложение соответствовало спросу, важно соотношение цена-качество. Предстоит решить проблему дефицита гостиничной базы, высокой стоимости транспортного обслуживания. Но самое главное, что у наших граждан уже сейчас есть потребность узнавать свою страну.