Фото: Интерфакс

- Идея заключается в том, чтобы объединить 2,5 тысячи туроператоров, работающих на выездном рынке, в одну ассоциацию, членство в которой будет обязательным, и все туроператоры должны будут платить в компенсационный фонд 0,1% от годового оборота. Средства будут направлены на спасение российских туристов, оказавшихся за рубежом в бедственном положении из-за банкротства туроператора. Идея, на мой взгляд, абсолютно нереализуемая и нежизнеспособная.

В первую очередь непонятно, как технически будет организована деятельность ассоциации. Какой нужен административный аппарат, чтобы, учитывая масштабы России и разницу во времени, проверить деятельность туроператора, контролировать происходящие события, принять решение о выделении средств на помощь туристам? Понятно, что без территориальных отделений не обойтись. Но даже если аппарат так разрастется, добросовестные туроператоры все равно будут вынуждены платить за недобросовестных, у которых вообще не будет стимула помогать своим туристам, потому что они будут знать, что за них заплатит ассоциация из средств фонда.

Вообще же, совершенно неясно, в каких случаях и за что будет платить ассоциация. Никаких документов на этот счет нет. Правда, авторы идеи создания ассоциации туроператоров успокаивают. Говорят, что будут разработаны подзаконные акты, которые будут регламентировать деятельность ассоциации. Но непонятно, почему надо сначала принимать закон, а потом разрабатывать подзаконные акты. Почему не наоборот?

Непонятно также, почему размер выплат в фонд составит 0,1%. Откуда взялась эта цифра? Если фонд создается для помощи туристам на случай банкротства туроператора, то легко можно рассчитать, каким должен быть размер фонда и какими должны быть отчисления.

Досадно, что хорошую идею создания саморегулируемых организаций (СРО) с обязательным членством так извратили. СРО были бы оптимальным вариантом для туристического рынка. По закону их в отрасли может быть сколько угодно. СРО предполагает наличие стандартов деятельности, контролирующего и дисциплинарного комитетов. Наконец, СРО создают компании, знающие друг друга, и они не примут в свои ряды ненадежных членов.

Неожиданной оказалась и решение по поводу изменения размеров финансовых гарантий — 12% от годового оборота для операторов, у которых он превышает 100 млн руб. Между тем жизнь показала, что основная проблема рынка – это нехватка финансовых гарантий в случае банкротства крупных туроператоров. Таких случаев было всего два. Размер финансовых гарантий легко рассчитать, и такой расчет показывает, что 12% — это мало.

Удивительно, что на второе слушание в Госдуме выносятся поправки, не прошедшие первое слушание. Наверно, появится практика, когда в сфере туризма можно будет принимать любые поправки сразу во втором, а то и в третьем чтении.