- Механизм финансовых гарантий, который задействуется в случае неисполнения туроператором своих обязательств перед туристами, в целом доказал свою состоятельность, но не всегда, к сожалению, срабатывает при форс-мажорных обстоятельствах и в кризисных и чрезвычайных ситуациях, в особенности если речь идет о банкротстве крупного туроператора.

В этих случаях для оперативного решения проблем оптимальнее всего использовать компенсационный фонд, который необходимо создать компаниям, входящим в саморегулируемую организацию.

Существуют различные механизмы формирования такого рода фондов саморегулируемых организаций. Безусловно, мы вместе с экспертами туристского рынка изучим их и воспользуемся лучшим из того, что предлагает зарубежный опыт.

Создание СРО предполагает ответственность за всех входящих в нее членов, в том числе и финансовую. Но это не значит, что, выплатив средства фонда в чрезвычайной ситуации, которая, например, возникла по вине одного или нескольких членов саморегулируемой организации, туроператорам вновь придется «скидываться». Деньги фонду смогут возвращать страховые компании из средств финансового обеспечения туроператоров. Выработка этого механизма также требует экспертного анализа и межведомственного согласования.

По идее, создание СРО позволит вообще предотвратить ситуации, от которых могут пострадать потребители, поскольку финансовый мониторинг туроператоров должны вести сами саморегулируемые организации. Им передаются контрольно-надзорные функции за участниками рынка. А деятельность саморегулируемых организаций будет, в свою чередь, контролировать государство.

Вообще, одна из важнейших задач внесения изменений в Закон «Об основах туристской деятельности» — четкое разделение зон ответственности государства и бизнеса. В законе должно быть четко прописано, кто за что отвечает. Поэтому неправы те эксперты, которые говорят о том, что с созданием саморегулируемых организаций государство переложит всю ответственность на туроператоров. Так, например, банкротство – это ответственность бизнеса, а эвакуация туристов при наступлении чрезвычайных ситуаций – дело государства. Есть и пограничные ситуации, поэтому и требуется все четко и понятно прописать на законодательном уровне.

Наша важнейшая задача в ближайшее время — представить модель, которая устроила бы большинство участников рынка. Поэтому предстоит огромная работа. Какие-то поправки, надеюсь, удастся принять на весенней сессии Думы, какие-то перенесутся на осень. Но если в весеннюю сессию не будут приняты ряд важных поправок в законодательство, то в грядущий летний сезон мы рискуем вновь столкнуться с серьезными проблемами.