Интервью 4 сентября 2009 г. 17:13

Борис Рыбак, президент консалтинговой компании Infomost: "Грядет резкое изменение чартерного рынка"

Борис Рыбак, президент консалтинговой компании Infomost: "Грядет резкое изменение чартерного рынка"
Фото: Интерфакс

- Объем авиаперевозки в этом году упал на 20%, хотя Росавиация прогнозировала падение в пределах 10%. Особенно большое снижение пассажиропотока наблюдается на внутренних линиях – из-за слишком высоких цен на билеты.

Борис Рыбак, президент консалтинговой компании Infomost: "Грядет резкое изменение чартерного рынка"
Фото: Интерфакс

На чартерных направлениях падение оказалось еще серьезнее, достигнув почти 30%. Это особенно заметно по результатам перевозки в Турцию, так как поток наших туристов туда упал за первое полугодие по сравнению с прошлым годом более чем на 18%. В целом же число наших сограждан, вылетевших в другие страны, уменьшилось более чем на 20%. Это, на мой взгляд, общий показатель для международных рейсов, как чартерных, так и регулярных.

Эти цифры довольно тревожные, так как, например, в Германии в этом году пассажиропотоки упали лишь на 3-5%. Правда, сейчас темпы падения у нас слегка замедлились. Видимо, сработал эффект отложенного спроса, и россияне, забыв про кризис, все же предпочли в июле-сентябре провести отпуска за границей. Если подобный интерес сохранится, то по итогам года может сбыться прогноз чиновников – падение объема пассажироперевозок не превысит 10%.

Тем не менее, кризис уже ударил по авиакомпаниям. Отозван сертификат эксплуатанта у "КД Авиа", компания – банкрот. Огромные долги также у ГТК «Россия» и S7. Могут обанкротиться «Аэрофлот-Дон» и Аэрофлот-Норд», «дочки» основного российского авиаперевозчика. Не очень хороши дела у «Атлант Союза».

Вряд ли в ближайшем будущем можно ожидать резкого роста спроса на перелеты, особенно внутри страны. Цены на авиабилеты, по моим прогнозам, до конца года вырастут еще в среднем на 10-20%. А это значит, что будет расти и стоимость туров, соответственно, снизятся и чартерные перевозки.

Рост цен обусловлен тремя главными причинами: втрое повысилась стоимость кредитов, необходимых большинству авиакомпаний для осуществления своей деятельности, по-прежнему высока стоимость топлива (в России 1 тонна авиационного керосина обходится в среднем в $1 тыс., тогда как в других странах - в $700-800), к тому же рубль резко подешевел по отношению к доллару и евро.

По моим прогнозам, резкие изменения могут произойти в ближайшее время на чартерном рынке: уменьшится число чартерных авиакомпаний, увеличится их специализация, произойдет структуризация рынка чартерных перевозок. Соперничать с ними будут появившиеся новые бюджетные авиакомпании: "Авианова", Nord Wind, I Flykотор, которые хотят серьезно заниматься пассажирскими перевозками, в том числе и в другие страны. Если у этих перевозчиков будут административный ресурс и толковые топ-менеджеры, они смогут быть вполне успешны в этих своих начинаниях.

Правда, делать им это буквально с каждым днем становится все сложнее. Зарубежные авиакомпании «не дремлют» и по многим направлениям весьма плодотворно конкурируют с российскими перевозчиками.

К примеру, из США в Москву осуществляют рейсы 5 американских авиакомпаний и лишь одна - российская. Некоторые зарубежные перевозчики, например, «Люфтганза», вполне успешно скупают обанкротившиеся более мелкие авиакомпании или создают дочерние подразделения в европейских странах. Для нас это важно, так как 75% нашего международного воздушного сообщения - это рейсы в Европу.

Однако я считаю, что не надо бояться экспансии со стороны зарубежных авиакомпаний – надо самим активнее выступать на зарубежных направлениях.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще