- Начиная с октября 2008 года, мы не раз слышали о том, что туризм не переживет кризис. Что вот пройдет Новый год, туристы съездят на отдых, а затем на рынке наступит тишина. Со всей ответственностью заявляю, что сегодня падение объемов продаж на рынке не превышает 25-30%.

Это — усредненная цифра. На самом деле, по отдельным направлениях отдыха показатели довольно сильно различаются. Есть рост, причем довольно заметный, по горнолыжным турам, по морским круизам, по турам в Европу. Падение в разной степени и у разных компаний идет, в основном, за счет стран массового пляжного отдыха и экзотики.

Но в любом случае, не может быть и речи о катастрофе. Произошло ужатие рынка – не падение, а потеря роста, которым сопровождалось развитие российского туристического рынка последние несколько лет.

Повторю, рынок перестал расти, и можно ожидать спада, но, я уверен, он вряд ли будет более 20-30% в среднем по рынку. Естественно, величина этих цифр зависит от масштабов каждой конкретной туркомпании, ее рисков, ее умения отвечать на вызовы кризисного периода. У кого-то это падение может составить 50-70%, у кого-то – еще больше.

Я думаю, крупные туроператоры, занимающие лидирующие позиции на отдельных направлениях, попытаются любой ценой в этих условиях сохранить не только свое положение, но и докризисные объемы. Скорее всего, это произойдет за счет доли более мелких игроков, которые будут вынуждены сокращать или вообще отказываться от своих блоков мест в самолетах, чтобы не рисковать.

Сокращаться могут и крупные туроператоры, но риски у тех, кто имеет маленькие блоки – больше. "ПАК Групп", например, в прошлом году отправлял на рейсах в Рим 1 тыс. человек в неделю. И даже если я сокращу этот объем на 20%, он останется внушительным. Совершенно другая ситуация у компании с блоком мест в 40 человек. Она постарается избежать убытков и вообще уйдет с рейса.

В кризисных условиях стратегия сильных и слабых игроков совершенно разная. Одни будут стараться усилить свои позиции, вторые – обезопасить себя, не рисковать, отказаться от своей доли.

Сейчас мы корректируем свои планы на лето. Вся летняя чартерная программ "ПАК Групп" будет сохранена и из Москвы, и из регионов. Что касается объемов этих программ, то они, естественно, сейчас тщательно взвешиваются. Наши объемы позволяют оперировать самыми разными самолетами.

В целом, говоря о лете, мы закладываем снижение не более чем на 20% в среднем. По Италии, своей основной стране, снижаться не планируем. Возможно, к маю ситуация сильно изменится. Но пока я не вижу оснований сильно менять свои летние чартерные программы.

В том году перевозка была чрезвычайно дорогой. По предварительным оценкам, стоимость перевозки в летнем сезоне-2009 будет на 15% ниже, чем год назад. Авиакомпании, особенно те, кто ориентирован на чартерные перевозки, в этом году гораздо сговорчивее. Так что, я думаю, цены на отдых будут в наступающем сезоне разумными.