Тот стандартный страховой пакет, который приобретают сейчас российские туристы, в большинстве случаев, как показали ДТП в Египте и Турции, работает по минимуму, а в случае аварии с такими последствиями и жертвами, как в Израиле, — почти не работает. Ситуацию комментирует независимый член президиума Ассоциации туроператоров России (АТОР), начальник Управления комплексного страхования путешествующих компании "Ренессанс Страхование" Елена Скуратова.

- Трагический случай в Израиле подтверждает, что необходимость в формировании стандартов страхования для российских туристов назрела еще давно. Пакет услуг, предоставляемый сейчас большинством страховых компаний российским туристам, не отвечает мировым требованиям.

В погоне за дешевизной туристы и туроператоры выбирали страховой полис, руководствуясь только соображениями цены. Они экономили на всем, поэтому зачастую получали просто бумажку, а не надлежащую страховую защиту".

В 2007 году АТОР совместно с ведущими страховыми компаниями РФ разработала новые стандарты страхования в туризме и рекомендовала их своим членам. В разработке нового пакета участвовали ведущие страховые компании.

Мы тогда разработали стандартный пакет, который включал три типа услуг: информационные, непосредственно медицинские и медико-транспортные. В перечень медицинских услуг, помимо экстренной медицинской помощи и репатриации была включена, например, экстренная стоматологическая помощь, оплата медикаментов, расходы по прокату медицинского оборудования, например, инвалидных колясок.

К тому же медико-транспортные услуги предусматривают эвакуацию с места происшествия, причем, если это необходимо, на самолете или вертолете, расходы по срочному визиту третьего лица, расходы по эвакуации детей, оставшихся без присмотра взрослых.

Такой страховой продукт соответствует европейскому уровню качества. Он позволяет российскому туристу чувствовать себя за рубежом уверенно. В его разработке участвовали ведущие страховые компании страны: "Ренессанс страхование", "РОСНО", "РЕСО-Гарантия", "СК "Прогресс-Гарант", "АльфаСтрахование", ВСК, "АВИКОС".

Надо сказать, что разработанная и принятая в качества стандарта АТОР программа стала значительным шагом вперед в вопросе предоставления страховых гарантий российским гражданам за рубежом.

Но, к сожалению, предложенный стандарт пока так и не стал единым для всех туристических компаний. Соответственно, турист, как и раньше, может получить вместо надежной страховой защиты "кота в мешке".

На мой взгляд, открытым остается также такой серьезный вопрос, как страхование граждан, которые отдыхают внутри страны. По данным экспертов, помощь может потребоваться туристам и на российских курортах, например, горнолыжных. Однако, по данным на сегодняшний день, страхование по таким случаям не является общепринятым, и тем более – обязательным.