Фото: Интерфакс

- Сейчас появилось немало пессимистических прогнозов относительно будущего летнего сезона. Я с ними не согласна. Строить прогноз на основе спроса в ноябре-декабре –вдвойне неправильно. В эти месяцы спрос традиционно падает до минимума. Кроме того, на нынешнее падение самым серьезным образом повлиял разразившийся кризис.

На основе многих данных, которые постоянно анализируются в нашей компании, могу сказать с большой долей уверенности, что январь-февраль принесут нам всплеск отложенного спроса.

Тот самый средний класс, который не обладает лишними деньгами, но привык за последние 10 лет пользоваться услугами турфирм, поедет и на этот раз. Дело в том, что ситуацию в экономике нельзя назвать катастрофической. Да, идет сокращение рабочих мест, но нет тотальных увольнений, нет обвала, значит, должен сработать эффект отложенного спроса.

Но было бы наивно говорить, что объемы будут на уровне прошлого года. Нет, они, конечно, будут скорректированы кризисом. Чтобы стимулировать рост спроса, мы изменили продуктовую линейку: в большинстве самых популярных стран уменьшили число предложений по отелям 4-5*, а увеличили объем отелей 3*.

Мой оптимизм относительно роста спроса основан на нескольких факторах. Во-первых, обнадеживают те активные усилия, которые предпринимает наше правительство. Совсем недавно был предложен пакет налоговых льгот для малого и среднего бизнеса. Это напрямую касается турбизнеса.

Важно также, что будет расширен список банков, которым окажут государственную помощь. Это – важное отличие нынешнего кризиса от 1998 года. Тогда турфирмы оказались предоставлены сами себе, государство фактически устранилось. Сейчас правительство, финансовые органы пытаются решить существующие проблемы. Мы каждый день слышим, что в стране предпринят очередной шаг по преодолению кризиса. Возможно, не все эти шаги делаются в правильном направлении. Главное, что вырабатывается сам механизм, наводится порядок в банковской сфере.

Важно и то, что к нынешнему кризису руководители большинства ведущих компаний подошли уже опытными предпринимателями. Мы, например, уже разработали и начинаем внедрять антикризисную программу, которая поможет нам оптимизировать и оживить взаимодействия с нашими агентствами, повысит устойчивость самих агентств.

Мы также серьезно скорректировали объемы своих обязательств на разных направлениях, усилили свои позиции в странах массового отдыха, создав там собственные принимающие компании.

Внушают доверие и те гигантские усилия по преодолению кризиса в экономике, которые делаются другими странами. Беспрецедентность нынешней ситуации в том, что никогда еще экономические проблемы не обсуждались мировыми лидерами сообща. Это — огромный шаг вперед. Глобализация, несомненно, имеет свои минусы, но у нее есть и плюсы. Мы их как раз сейчас и видим.

Вспомните, ничего подобного не было, например, после 11 сентября 2001 года, хотя в экономике многих стран, в первую очередь США и Европы, это событие спровоцировало серьезные кризисные явления. За прошедшее с тех пор время мир понять, что надо консолидироваться.

Если бы кризис случился в 2001 году, возможно, он продлился бы 2 и более лет, но сейчас все произойдет гораздо быстрее. Я думаю, уже в следующем году начнется восстановление многих рынков, в том числе туристического.