В этом году мы значительно расширяем программу вылетов на альпийские горнолыжные курорты из регионов.

Присутствие в регионах компания "Пак Групп" наращивает методично в течение всех последних лет, это – наша стратегия. Причем, мы не гонимся за количеством, а открываем свои офисы только в тех городах, откуда затем делаем серьезные объемы перевозки.

Сейчас мы работаем в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Самаре. Что касается спроса и продаж, пока нельзя говорить о каком-то серьезном кризисе. Если две недели назад продажи шли с опережением прошлогоднего уровня, то сейчас – на уровне, что можно считать очень неплохим показателем для нынешней ситуации.

Кроме того, каждый город, каждый регион по-своему воспринимает кризисные явления, так что говорить о какой-либо единой реакции, как средней температуре по больнице, нельзя. В Москве спрос упал, а в Ростове-на-Дону продажи идут отлично, даже с опережением прошлого сезона.

Деньги у людей есть, отдыхать они планируют. Другое дело, что многие сейчас выжидают, боятся тратить. Но если все будет так, как сейчас, без катастрофических обвалов в экономике, то в конце ноября можно рассчитывать на отложенный спрос.

Тем не менее кризис нельзя недооценивать. Я считаю, что в нынешней ситуации у руководства компаний может быть только два выхода: или развиваться, опираясь на свои сильные стороны, или "отсиживаться".

Вторая позиция – вынужденная, на ней окажутся те компании, кому не на что развиваться, или они не знают, что делать. Мы давно на этом рынке и знаем, что делать. К тому же финансовая подпитка "ПАК Групп" достаточно устойчива, чтобы не терять времени и развиваться в кризис.

Кризис – это прежде всего концентрация всех усилий на главном. Для нас концентрация означает прежде всего развитие наших основных направлений. Соответственно, зимой это в первую очередь — альпийские курорты.

В этом году мы окончательно сделали ставку на альпийские страны – Австрию, Францию, Италию, Швейцарию. За них я спокоен.

В период кризиса в более сложном положении оказывается бюджетная категория туристов, которые могут себе отказать в лыжах, чтобы накопить на летний Египет или Турцию. Поэтому, возможно, компании, которые делают ставку на бюджетные горнолыжные направления, рискуют сегодня гораздо больше. Я думаю, что те люди, которые ездили в Словакию или Болгарию только из-за нехватки денег, этой зимой вообще останутся дома. А те, кто ездил туда прежде и не отказывал себя в тратах в этих поездках, могут начать искать подходящие варианты в Альпах.

Мы в этом году решили не работать со Словакией. Последние три года продаж по этой стране фактически не приносили нам дохода. После того, как Словакия вошла в Евросоюз, цены на отдых здесь резко выросли. Дополнили картину визы, но их можно было бы "пережить", если бы не дальнейший рост цен, который буквально затмил все. В таком дорогом варианте Словакия будет реализовываться очень сложно. Подобные проблемы ждут и Болгарию.

Высвобожденные после отказа от Словакии ресурсы мы направили на усиление своей альпийской четверки, так как по всем странам у нас большие планы. Не только по зимней Италии, где мы традиционно лидируем и в этом году планируем "вырасти" еще на 30%, но и, например, по Франции.

На французском рынке – непростая ситуация. Здесь сложился круг игроков с совершенно разным продуктом и финансовыми возможностями. Но — у всех прямые контракты, за все нужно платить, причем, и платить рано. Не каждый в этом году и прошлым летом, когда надо было замораживать немаленькие средства в июле и августе, был к этому готов. Сейчас, тем более, совсем другая ситуация.

Средние фирмы, а их много по Франции, возможно, на фоне кризиса "спрячут голову в песок" — не будут рисковать, сократят блоки, такая возможность еще есть, ведь подписание контрактов с авиакомпаниями еще в процессе.

Дело в том, что все сейчас понимают: после новогодних продаж наступит вторая половина января — время тяжелое, потом февраль… Многие будут стремиться к сохранению прежних объемов, какие-то компании пойдут дальше. Я думаю, что в конце января будет видно, кто в каком объеме полетел.

Мы, например, взяли большие коммитменты на февраль — раньше мы так не рисковали. Основной объем приходился на новый год и каникулы, потом все традиционно поступают очень осторожно. Во многом из-за этого низкий спрос на Франции в феврале был всегда обусловлен нехваткой предложения. Мы не брали, и места уходили на европейский рынок.

Если не рискнуть, не рассчитывать на сквозной коммитмент, мест у туроператора не будет. Мало кто был готов рискнуть тогда и, по-моему, мало кто готов рискнуть и сейчас. Мы рискнули. Вложили большие средства в это еще до кризиса. И видя как Франция продается сейчас, у меня нет никаких оснований вносить коррекцию в эти планы.

Большие планы у нас также по Норвегии, Швеции и Финляндии, которые тоже отлично продаются несмотря на кризис.