Интервью 15 октября 2008 г. 18:50

Сергей Шпилько: "Ни 100 млн. руб., ни 150 млн. руб. финобеспечения для выплат пострадавшим туристам может не хватить"

Сергей Шпилько: "Ни 100 млн. руб., ни 150 млн. руб. финобеспечения для выплат пострадавшим туристам может не хватить"
Фото: Интерфакс

Сергей Шпилько: "Ни 100 млн. руб., ни 150 млн. руб. финобеспечения для выплат пострадавшим туристам может не хватить"
Фото: Интерфакс

В Госдуму депутатом Владиславом Резником 8 сентября этого года внесен законопроект, который предусматривает повышение суммы обязательного финансового обеспечения ответственности туроператора в области международного туризма с 10 млн. до 150 млн. руб. Похожий законопроект внесен 9 сентября депутатом Александром Ковалем с той разницей, что в нем предлагается увеличить сумму финансовых гарантий до 100 млн. руб.

По данным Ростуризма, до отмены в 2006 г. лицензирования туристской деятельности в стране было выдано более 10 тыс. лицензий на осуществление туроператорской деятельности. Однако сейчас в Федеральном реестре туроператоров осталось 4,5 тыс. компаний, из них 3 тыс. занимается международным туризмом и 1,6 тыс., - внутренним.

По нашим оценкам, даже если размер финансового обеспечения вырастет "всего" до 50 млн. руб., число туроператоров, занимающихся в России международным туризмом, уменьшится еще, как минимум, на треть. При увеличении этой суммы до 150 млн руб, как предлагает депутат В.Резник, на туррынке страны останется менее трети его нынешних участников.

При этом многое зависит от того, каким будет рекомендованный Росстрахнадзором страховой тариф, который по этому виду страхования сейчас составляет 2,4% от суммы финансового обеспечения. При этом страховые компании могут использовать при расчете суммы страховой премии коэффициенты: повышающий от 1,1 до 5,0 или понижающий от 0,4 до 1,0.

Пока страховые компании используют, в основном, понижающий коэффициент. Наиболее часто на практике применяется страховой тариф в размере 1,0% от суммы финансового обеспечения.

Применение понижающего коэффициента объясняется, во-первых, тем, что условия страхования ответственности туроператоров для страховщиков являются одним из факторов конкурентной борьбы за значительно больший рынок страхования туристов, выезжающих за рубеж. А во-вторых, страховые компании более реально оценивают риски возникновения страхового случая и возмещения ущерба в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ответственности по договору о реализации турпродукта.

Достаточно сказать, что ориентировочная сумма страховых премий, полученных страховщиками с момента введения требования обязательного финансового обеспечения, составила более 400 млн. руб. А фактические выплаты по страховым случаям за тот же период не превышают 25 млн. руб. По банковским гарантиям, сколько-нибудь значимые выплаты туристам в счет возмещения ущерба за тот же период не производились.

Даже если страховые компании при увеличении сумм финансового обеспечения в 10 и, тем более, в 15 раз еще вдвое снизят страховой тариф, стоимость такого обеспечения для большинства предприятий малого бизнеса в сфере туроператорской деятельности с учетов их фактических оборотов окажется непосильной.

По данным Росстата, в 2006 году средний годовой оборот отечественного туроператора составил менее 18 млн. руб., а средняя численность занятых на предприятии работников - менее 20 человек.

По данным региональных ассоциаций и отделений РСТ, годовой оборот большинства отечественных туроператоров сейчас не достигает 50 млн. руб. В то же время валовая годовая выручка крупнейших российских игроков за 2007 г. превышала 10 млрд. руб.

Таким образом, установленная сегодня сумма финансового обеспечения в 10 млн. руб. гарантирует обязательства, принятые на себя перед клиентами подавляющим большинством российских туроператоров, в пределах от 20% до 100% годового оборота фирмы. Для крупнейших же игроков рынка эти 10 млн. руб. составляют 1-2% от суммы средств, полученных от реализации туристских услуг.

Такая диспропорциональность суммы финансового обеспечения реальному объему ответственности туроператоров по договорам, заключенным с туристами ставит крупные компании в более выгодное положение с точки зрения затрат на обеспечение гарантий, увеличивая при этом риски их клиентов.

Дело в том, что ни 100 млн. руб., ни 150 млн. руб. финансового обеспечения для выплат пострадавшим туристам может не хватить хотя бы потому, что для крупных компаний в высокий сезон эти суммы будут сопоставимы с объемам реализации услуг всего за 7-11 дней, а реальная глубина продаж - значительно больше месяца.

Что же касается угрозы ухода с рынка туроператора, работающего без финансового обеспечения, как это было в 2007 г. с компанией "Алеа", то она только возрастет, поскольку несоразмерные реальным продажам требования к финансовому обеспечению приведут к расширению нелегальной туроператорской деятельности.

Одновременно возрастут предпосылки для монополизации рынка на региональном уровне, на отдельных направлениях, в особенности, в сфере въездного туризма, что, в свою очередь, приведет к росту цен и снижению качества обслуживания.

РСТ считает, что суммы финансового обеспечения должны определяться на основе реального объема ответственности туроператоров по заключаемым договорам о реализации турпродукта.

Наиболее надежный вариант, на наш взгляд, - страхование ответственности по каждому договору на основе заранее согласованных туроператором и страховщиком тарифов, дифференцированных по видам турпродуктов.

Другой вариант, широко применяемый за рубежом, - страхование ответственности туроператора на сумму, определяемую в процентном отношении к показателю, характеризующему реализацию турпродукта в предшествующем году. Таким показателем может быть сумма денежных средств, полученных туроператором в счет оплаты услуг по договорам о реализации турпродукта (оборот денежных средств).

Документами, подтверждающими значения данного показателя за предшествующий период, являются:

- справка из банка о фактическом поступлении денежных средств на счета туроператора за расчетный период (по каждому из имеющихся у туроператоров счетов), или банковские выписки;

- справка из налогового органа об открытых предприятием счетах;

- выписка из журнала кассира-операциониста о фактической величине денежных средств, поступивших в кассу туроператора;

- копия отчета о движении денежных средств для туроператоров, не относящихся к категории малых предприятий.

Если речь идет об организации, для которой ежегодное проведение аудита является обязательным, данные, представленные банку или страховой компании туроператором, могут быть подтверждены аудиторским заключением за расчетный период. А в остальных случаях - отчетом об исполнении специального аудиторского задания, целью которого является проверка предоставленных туроператором данных по расчетным счетам, кассе и подтверждение фактических показателей.

При этом аудиторская компания может предлагаться банком или страховой компанией, в которую туроператор обращается за финансовым обеспечением.

Если в качестве минимальной фиксированной суммы финансового обеспечения туроператорской деятельности в сфере выездного туризма сохранить существующие 10 млн. руб., то требование такого обеспечения целесообразно распространить на компании с годовым оборотом до 100 млн. руб.

С учетом того, что за рубежом норматив финансового обеспечения ответственности туроператора варьируется от 1% от оборота (в Эстонии) до 5% для туроператоров, отправляющих туристов регулярными рейсами, и 7% для туроператоров, отправляющих туристов чартерными рейсами (в Австрии), 10%-й порог доступа на туроператорский рынок в России можно считать достаточным.

По мере увеличения объемов продаж может использоваться регрессивная шкала зависимости суммы финансового обеспечения от оборота из расчета снижения на 0,5 базового норматива при увеличении объема реализации услуг на каждые очередные 100 млн. руб.

В этом случае при обороте в 1 млрд. руб. сумма финансового обеспечения составит 50 млн. руб., или 5% от оборота. Далее норматив в размере 5% от оборота может быть сохранен, и тогда сумма финансового обеспечения составит соответственно:

100 млн. руб. при обороте в 1 млрд. руб.,

150 млн. руб. при обороте в 2 млрд. руб.,

200 млн. руб. при обороте в 4 млрд. руб. и т д.

Сейчас, по данным опубликованных рейтингов, в стране действуют 8 туроператоров с годовым оборотом более 4 млрд. руб. При этом значительная часть их совокупного оборота часто приходится на продажу пассажирских перевозок и бронирование гостиниц без формирования турпродукта как комплекса услуг, включающего перевозку и размещение.

Сумма денежных поступлений от реализации таких услуг, не являющихся туроператорскими, может исключаться из оборота при расчете финансового обеспечения ответственности по договору о реализации турпродукта.

Кроме того, банкам и страховым компаниям при расчете сумм финансового обеспечения можно дать право использования гибкой системы поправочных коэффициентов, учитывающих такие особенности туроператорской деятельности, как долю в обороте продаж туров с использованием чартерных перевозок, реализации выездного, внутреннего турпродукта, работы на прием иностранных туристов и т. д.

Кроме того, необходимо дифференцировать суммы финансового обеспечения для операторов выездного и въездного туризма. Для туроператоров, специализирующихся на приеме иностранных туристов, минимальные суммы финансового обеспечения целесообразно установить на уровне, не превышающем финансовые гарантии компаний, занимающихся внутренним туризмом. При этом, в зависимости от оборотов туроператоров по въездному и внутреннему туризму, суммы вменяемого им финансового обеспечения могут быть также дифференцированы.

Как вариант, целесообразно также рассмотреть возможность раздельного страхования ответственности туроператора на случай банкротства и неисполнения или ненадлежащего исполнения ответственности по договору о реализации турпродукта, как это делается в ряде европейских стран.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще