Столичные туроператоры в последнее время все активнее идут в регионы. Вслед за Екатеринбургом, Новосибирском и Самарой наступила очередь таких областных центров как Сыктывкар, Мурманск, Архангельск и других. Насколько оправдана такая экспансия московских операторов на региональные рынки, мы попросили прокомментировать президента компании "Натали Турс" Владимира Воробьева.

В текущем году ситуация с освоением региональных рынков туроператорами кардинально поменялась: если раньше при выборе региона они руководствовались экономической целесообразностью, то сегодня их главная цель — захват рынка. Причем многие собственники развивают бизнес в ущерб текущей прибыльности компании, не соблюдая баланса.

В основном освоение региональных рынков идет за счет формирования туроператором регионального туристического продукта с прямым вылетом из региона. Активнее всего на региональных рынках сегодня ведут себя компании "Натали Турс", "Tez tour", "Пегас", "Корал Тревел", "Пак групп" и "Асент Тревел".

Еще совсем недавно, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, прямые рейсы летали лишь из Екатеринбурга, Новосибирска и Самары. И ставились они в основном только на праздничные дни. Сегодня же в массовом порядке по заранее убыточным программам ставятся прямые рейсы из Перми, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода.

Борьба за направления, как правило, разгорается в летний сезон. Зимой из регионов туристы летят в основном только в Египет, Таиланд и Арабские Эмираты.

Ставить рейсы из небольших городов по европейским направлениям (туры в Европу достаточно дорогой и элитный продукт) нерентабельно. Поэтому из таких городов как Волгоград, Ульяновск, Сыктывкар, Мурманск, Архангельск, Саратов, Омск организуются прямые рейсы в Турцию и Египет.

Специфика деятельности туроператоров такова, что сначала они получают деньги от туристов, а потом оплачивают забронированный ими туристический продукт. Таким образом, у туроператора появляется большое количество оборотных средств для развития и поддержания текущей ликвидности бизнеса.

Если говорить о пятерке компаний — лидеров туристического рынка, размер оборотных средств у них, в зависимости от сезона, может колебаться от 20 до 50 миллионов долларов. "Проедать" эти оборотные средства компания может долго, а если она демонстрирует рост объемов, то очень долго.

По нашей оценке, большинство региональных рынков для московских операторов убыточны и, выходя на них, они рассчитывают только на перспективу: в надежде получить прибыль завтра компании работают в ущерб прибыльности сегодняшнего дня. Но двух-трех лет активных действий в регионе для оператора вполне достаточно, чтобы завоевать необходимую долю рынка и начать работать с прибылью.

Что касается "Натали Турс", компания движется поступательно, осваивая новые рынки, но стараясь соблюдать баланс. Развитие любой ценой для нас неприемлемая маркетинговая политика. В наших планах на следующий год, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, развитие рынков в Самаре, Перми, Екатеринбурге, Омске и еще нескольких городах.