В подмосковной Дубне я была лет десять назад, и все это время в этот город хотелось вернуться вновь. Дубна, расположившаяся широко и просторно на месте слияния сразу трех рек, поражает "лица не общим выражением". Здесь каким-то удивительным образом слились широта замыслов человека и самой природы.

Официально 51 год назад Дубна стала городом в связи с созданием здесь Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). За 10 лет до этого, в 1946 году, в этом уголке Подмосковья по инициативе знаменитого советского физика Игоря Курчатова началось строительство крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц — синхрофазотрона и создание закрытых лабораторий, работающих на оборону.

Город из таблицы Менделеева

Сегодня членами института являются 18 государств мира. Кстати, Дубна – единственный город России, увековеченный в периодической таблице Менделеева под номером 105. Этот элемент так и называется — «дубний».

А с 2001 года у города официальный статус наукограда. Здесь ведутся исследования в области ядерной физики, развивается цифровая промышленная электроника, разрабатываются и производятся новые материалы. Здесь, кроме ядерного института, работают также Центр космической связи, завод «Камов», который производит вертолеты этой знаменитой марки.

Здесь делали некоторые компоненты знаменитого самолета-истребителя МИГ-25. Один из этих легендарных самолетов, водруженный на постамент, украшает городскую площадь. В Дубне до сих пор работает конструкторское бюро «Радуга». Под этим трогательным названием скрывается мощное предприятие, занимающееся ракетами «земля-воздух».

Доподлинно неизвестно, делают их тут или только разрабатывают: секретность – одна из свойственных этому городу черт. Например, в 70-годы прошлого века Дубна была знаменита по всей стране еще и тем, что выпускала лучшие в СССР детские коляски, превосходившие по качеству даже ГДР-овские, которые считались лучшими в соцлагере. И лишь спустя годы стало известно, что коляски – лишь "дымовая завеса", скрывающая основной профиль оборонного производства.

Между прочим, и крылатые ракеты здесь можно увидеть своими глазами — на территории Дубнинского машиностроительного завода. Но для этого надо получить соответствующее разрешение на предприятии. Процедура – несложная, а впечатления – уникальные.

Объединенный институт появился в здешних местах не случайно. Городов-претендентов было много, но в Дубне было главное, без чего, оказывается, физикам-ядерщикам и их заряженным частицам не обойтись – обилие воды. Воды здесь и правда в избытке – город расположен у слияния сразу трех рек, Дубны, Волги и Сестры.

За 20 лет до открытия Объединенного института это стало решающим аргументом в выборе места для еще одного грандиозного проекта – создания канала Москва-Волга и Иваньковского водохранилища (Московское море). Кстати, 70% воды, поступающей в Москву, идет именно из Дубны.

Ровесник Москвы

Хотя формально город Дубна появился на карте страны совсем недавно, по меркам истории это один из древнейших городов страны. Своими корнями Дубна уходит далеко в глубь веков. Первое упоминание о Посаде в здешних местах, у слияния рек Дубна и Волга, появилось в Новгородской летописи за 1134 год. Место было стратегически просто уникальным, поэтому здесь возник княжеский пост, где проходила, говоря современным языком, растаможка речных судов, груженных товаром и следовавших торговым путем из Москвы на Волгу и обратно.

Времена были лихие, на Руси полыхали междоусобные войны, так что пост был сожжен, и уже потом, спустя века, на этом месте возникло поселение, жители которого занялись более спокойным, а возможно, и доходным делом – рыбным промыслом, благо рыбы здесь всегда – и до сих пор — достаточно.

Следы древней Дубны найти в городе еще можно, но их немного. Нынешний город поражает не памятниками старины, а полнотой современной жизни. Несмотря на пертурбации 90-х годов и экономические неурядицы, городу удалось не только сохранить свой потенциал, но и нарастить его. В Дубне в это время, например, открыли университете, в который охотно едут учиться из всех городов страны, зная, что преподавательский состав в нем – один из лучших в России.

Кадры университет готовит в том числе и для себя. В левобережной части Дубны до 2012 года должен вырасти Российский центр программирования. Ее еще иногда называют российской «Силиконовой долиной», где будет жить и работать интеллектуальная элита страны. Кроме производственных помещений, построят жилые малоэтажные дома коттеджного типа на 30 тыс. жителей, развлекательные и физкультурно-оздоровительные комплексы, оборудуют парковую зону с садами, прудами и водными каналами, с непременным яхт-клубом.

Чем удивит Дубна туристов

На самом деле это – не что-то новое для города. Он так жил всегда. Физики всегда любили не только много работать, но активно отдыхать. Не случайно Дубна – родина водных лыж в России. Водная площадка для соревнований в этом виде спорта в Дубне считается одной из лучших в Европе.

Многие проекты, в том числе, курируемые отделом туризма и услуг Администрации Дубны, так или иначе связаны с водой. К 2009 году планируется запустить гостинично-деловой комплекс на берегу Лебяжьего озера. Планируется строительство современного речного вокзала с рестораном, яхт-клубом и музеем. А в 2010 году у причалов должны появиться первые круизные суда. Также в санатории «Ратмино» решено построить искусственную гору для альпинистов.

Разные эпохи в Дубне сочетаются очень естественно: сталинские пятиэтажки в городе соседствуют с финскими коттеджами, где жили и до сих пор живут ученые с мировым именем. Старый район в основном пешеходный: даже на мопедах здесь до последнего времени было запрещено ездить, поскольку шум мотора мог помешать работе академиков. Это – едва ли не единственный в России город велосипедистов. На них здесь ездят и старики, и дети, и женщины с хозяйственными сумками. Причем, как мало где в России, велосипеды здесь оставляют просто на улице, у магазинов без особых изощренных средств защиты. Что, конечно, не может не вызывать восхищения у гостей города.

Гостям здесь рады. Во-первых, в Дубне есть что показать гостям. Например, уже упомянутый канал им. Москвы, грандиозное сооружение, технически совершенное даже по современным меркам. Строительство канала связано с глубоко трагической страницей истории, ведь в его сооружении участвовали тысячи политзаключенных.

Историей уже стал и совершенно фантастический памятник Ленину, венчающий вход в канал. Высота этого творения известного советского скульптора Меркурова вместе с постаментом — 37 м (высота 12-этажного дома!), а вес — 540 тонн.

На противоположном берегу канала, напротив памятника Ленину, возвышался не менее величественный монумент "Сталин", такой же высоты и того же скульптора. После смерти Сталина и разоблачения "культа личности" памятник был взорван. Можно по-разному оценивать эти страницы российской истории, но их невозможно просто взять и зачеркнуть. Вот почему жители Дубны рады, что хотя бы Ленин в их городе "устоял".

Чтобы своими глазами увидеть синхрофазотрон или крылатые ракеты, самый большой памятник Ленину, уникальные шлюзы на канале им. Москвы, а главное — волжские просторы, жителям столицы требуется совсем немного: дорога и на машине, и на скоростной электричке до Дубны займет не более двух часов.

/Светлана Ставцева/