Туристическое лето в разгаре. Согласно предварительной статистике, нынешним летом в различные страны отправится на 30% больше россиян, чем в прошлом году.

Правда, пристрастия наших туристов при этом не изменились, основные направления –

Турция, Испания, Болгария, Хорватия и некоторые другие государства, предлагающие пляжный туризм. Новостью стал резкий рывок вперед Испании. Об этом свидетельствуют данные ведущих туроператоров по этому направлению.

Вернуться в 2008 год

По словам Владимира Каганера, генерального директора туркомпании TEZ Tour, которая предлагает туры в материковую Испанию, в июне число клиентов, отправившихся на морские курорты Испании, выросло на 15-20%, по сравнению с июнем прошлого года.

"Но мы бы хотели вернуться к уровню рекордного 2008 года или даже превысить его показатели. Возможно, у нас это получится, учитывая эффект отложенного спроса, а также легкость в получении шенгенской визы в посольстве Испании, которая выдается на полгода и по сути является многократной, а также хорошие цены", — сказал собеседник агентства.

Цены на пакеты в Испанию действительно не выросли по сравнению с прошлым годом. Например, недельный тур с проживанием в отеле 3-4* в июле можно приобрести по цене от 450 евро. Именно эту категорию в основном и предпочитают бронировать для своего отдыха россияне. Отелей 5* в Испании немного, а апартаменты бронируют в основном молодежные компании.

Международные маркетинговые компании также называют Испанию среди самых выгодных в этом году европейских туристических направлений. Так, согласно последним исследованиям агентства tHPI, цены на отели в Мадриде, например, снизились более чем на 20% по сравнению с прошлым летом. То же самое происходит в Андалузии: цены на размещение в Севилье и Гранаде упали в июне на 15% по сравнению с маем-апрелем 2010 года. Для лета, как считают в tHPI, это почти беспрецедентный случай.

Правда, подавляющее большинство россиян летом едет не в Мадрид и Андалузию, а в Каталонию – сюда направляется более 50% всего потока. В Каталонии самое раскрученное – побережье Коста Брава. Здесь хорошо сочетаются отдых и поездки по стране: наибольший выбор бюджетных отелей, к тому же на Коста Браве, возможно, лучшие варианты для экскурсий по северной Испании.

Отсюда туристы отправляются в старинные средневековые города, например, Жирону, знаменитый монастырь Монтсеррат, аквапарки. Примерно 30% клиентов выбирают Коста Дораду, 15% — остров Майорку и остальные — Коста дель Соль.

Исполнительный директор туристической компании ТТ-ВКО Наталья Головленкова подтвердила "Интерфакс-Туризму, что спрос вырос на всю Испанию.

"Заметнее всего, конечно, на курорты с перелетом до Барселоны и Майорки. По нашим продажам мы также видим явный акцент в сторону более экономичных отелей", — пояснила она. – Общий рост по испанскому направлению в этом году составит не менее 30-40%".

По словам В.Каганера, с середины июля начался демпинг и падение цен на туры в Испанию.

"Некоторые новые туроператоры, вошедшие в нынешнем году на испанский рынок, для привлечения клиентов предлагают на турпакеты цены ниже среднерыночных, — пояснил он. – Правда, в июле традиционно падает и спрос, поэтому операторы вынуждены идти на такие меры".

Например, в июле в отель 3* в курортном местечке Ллорет де Мар на Коста Браве можно уехать за 550 евро на человека с размещением в двухместном номере с завтраком.

Испанское чудо

С одной стороны, возросший спрос на Испанию вполне понятен. Испания – это развитая инфраструктура, обилие хороших предложений, исключительная по насыщенности культурная составляющая отдыха. На руку Испании играет в этом году и низкий курс евро, который делает и без того привлекательную страну просто неотразимой.

С другой стороны, испанский бум вряд ли был бы возможен, если бы не конструктивная политика самой страны.

По данным испанского Института статистики в мае нынешнего года страну посетили чуть более 5 млн иностранных туристов. При этом британцев, которые всегда были основным въездным рынком для Испании, стало меньше на 12% по сравнению с маем прошлого года.

Сократился и немецкий поток, правда, всего на 3%. Зато число россиян в Испании растет не по дням, а по часам. Согласно консульской статистике посольства Испании в РФ, в мае этого года только в Москве было выдано более 43 тыс. шенгенских виз, что на 56% больше, чем в мае прошлого года. И даже почти на 10 тыс. больше, чем было выдано в самом успешном для российского туристического рынка 2008-ом году.

Такая активность россиян не случайна. Испания в 2010 году продолжила практику выдачи всем россиянам многократных виз, которая началась в апреле прошлого года. Уже начало года показало правильность выбрано политики.

Например, по данным пограничной службы Испании, только в январе страну посетило на 49% россиян больше, чем в январе прошлого года. Согласно данным генерального консульства посольства Испании в Москве, за первые два месяца текущего года было выдано на 60% больше виз, чем за аналогичный период 2009 года. Интересно, что общий иностранный турпоток в Испанию в январе вырос лишь на 3%.

Консульская инициатива Испании способствовала не только росту стандартных недельных или двухнедельных поездок в эту страну. По словам туроператоров, как никогда, активно, раскупаются даже короткие туры выходного дня — зачастую они приобретаются для получения многократной шенгенской визы.

Кстати, повторить начинание взялись некоторые другие страны Шенгена, также заинтересованные в притоке не жалеющих денег на отдых россиян. Например, Греция, однако их политика в выдаче россиянам многократных виз, хотя и декларировалась на самом высоком уровне, оказалась половинчатой, бессистемной: кто-то из россиян такую визу получает, кто-то – нет, клиентам одних туроператоров ее выдают, других – нет!

О своем желании давать россиянам многократные визы заявила также Италия, но и здесь россиян ждал подвох – итальянская инициатива носила явно рекламно-маркетинговый характер. Пока никаких шагов в этом направлении сделано не было. Лишь одна Испания от слов об облегчении визового бремени для россиян сумела перейти к конкретным делам.

Федор Юрин