Сайты операторов пестрят спецпредложениями по всем популярным направлениям. За 300 евро или столько же долларов можно купить недельный тур в отель 3* в Греции или Турции.

Провальный июль

Дело не только в кризисе. Еще недавно высокий сезон приходился на июль и август, и операторы на этот период расширяли перевозку. Однако, в последнее время июльский спрос стал снижаться, и, как следствие, стало появляться все больше спецпредложений. Операторы "грешили" на избыток перевозки, и на Турцию, например, в последние годы операторы июльские программы сокращали. Оказалось, впрочем, что россияне просто отказываются отдыхать в июле.

Сейчас можно выделить две категории клиентов, говорят операторы. Одни едут отдыхать в июне по низким ценам, другие, для кого цена не принципиальна, выбирают действительно высокий сезон, в августе, когда все и всегда продается по самым высоким ценам. Из-за этого июль стал "провальным" месяцем.

"Уже не первый год в июле спрос падает, — говорит генеральный директор компании "Пантеон" Анатолий Гаркушин. — И сейчас очень много спецпредложений. Цены опускаются ниже себестоимости".

В этом году расширения перевозки нет, и гарантированных мест операторы взяли принципиально меньше, но спецпредложений все равно в избытке. Перевозка "горит". Оставшиеся программы снять нельзя, поскольку туристов хоть и немного, но они все же есть, и тех, у кого отдых закончился, надо вывозить.

Все продажи сейчас — last minute, и все — по спецпредложениям, которые операторы выпускают за неделю-две до даты вылета. На 1 июля, по оценкам операторов, они продали 50-70% запланированных объемов в зависимости от направления. И это с учетом общего для рынка в целом 30%-го снижения. Так что пока о выходе на уровень прошлого года не объявил никто.

Уровень нынешних июльских цен операторы оценивают по-разному. "Все продается по спецпредложениям, — говорит вице-президент компании "Мегаполюс турс" Дмитрий Фесик, — хотя и не по демпинговым ценам, как раньше".

"Испания и Греция показывают хорошие объемы, но по экономике — ситуация не очень хорошая, — таково мнение генерального директора компании "Тез тур" Владимира Каганера. — Много дешевых пакетов. В этом году цены ниже спецпредложений прошлых лет".

Но операторы говорят о том, что в этом году высокого сезона не будет и в августе. Обычно август практически полностью раскупался в мае-июне. Ближе к августу клиенты соглашались практически на любые предложения. И нынешний август активно продавался в апреле-мае по акциям раннего бронирования.

На сегодня, по словам заместителя генерального директора компании "Джет трэвел" Ларисы Смирновой, на высокие даты популярные отели уже проданы. В Хорватии, например, у компании мест уже нет.

И, тем не менее, объемы далеки от привычных. По словам Д.Фесика, в прошлом году на 1 июля было продано 50-60% августовских мест в зависимости от направления, в этом — в среднем 22%.

"В мае мы думали, что высокий сезон будет, — говорит Д.Фесик. — В июне продажи шли очень хорошо, план мы выполнили на 99%. В мае-июне глубина бронирований составляла месяц, рентабельность была хорошая. Перевозки не хватало, приходилось добирать у коллег. Сейчас глубина продаж — 7-10 дней, все продается last minute. И дефицита мест нет".

Туманные перспективы

Невысокая глубина продаж не позволяет делать прогнозы на август. По мнению Д.Фесика, если динамика продаж сохранится, август будет вполне удачным. Во всяком случае, настрой в компании оптимистичный.

Правда, есть на рынке и другое мнение. Некоторые операторы считают, что все, кто хотел купить отдых на август, уже сделали это по акциям раннего бронирования. И ждать роста продаж не стоит.

"У операторов были идеи по расширению программ к высокому сезону, но в итоге все договорились продавать то, что есть, — говорит заместитель генерального директора компании "Джет трэвел" Лариса Смирнова. — Клиенту можно предложить другую дату или другое направление: ведь теперь все операторы многопрофильные. Операторы делают все, чтобы не снижать цены".

Пока на август спецпредложений нет. Но велика вероятность, что они появятся. У операторов, по их словам, такое ощущение, что рынок замер. Все ведут себя очень осторожно. Главное сейчас — не заработать, а не потерять.

Единственный оператор, заявивший о расширении программ с конца июня – "Натали турс". По словам директора по продажам компании Михаила Лапшина, существенное расширение на июль-август есть на Барселону, Римини и Тревизо, хотя и меньшее, чем в прошлом году. М.Лапшин также отметил, что продажи в последние две недели растут. Впрочем, операторы скептически относятся к объявленным планам по расширению. Выставленные на сайте компании цены, по мнению коллег, этого никак не предполагают.

Отметили операторы и не всегда партнерское поведение агентств. Большинство сейчас стараются продавать то, что можно продать наверняка. Из-за этого сильно "просели" продажи в регионах. Так, "хитом" июля является Турция по $299.

Любовь Ямутова