Москва. 5 мая. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — В 2008 году Королевство Марокко посетили примерно 17 тыс. российских граждан, преимущественно с туристическими целями. Пока это совсем немного от общего иностранного туристического потока, составившего в 2008 году 8 млн. человек.

Россия пока не входит даже в десятку стран, которые дают Марокко наибольшие туристические потоки. Тем не менее, марокканцы уверены, что наша страна войдет в "топовую" десятку. Для начала планируется увеличить число прибытий российских туристов в Страну Дальнего Запада — так называли Марокко в средние века – практически в три раза — до 50 тыс. в нынешнем году. По крайней мере, именно такую цифру привел на своей пресс-конференции, прошедшей в рамках выставки MITT-2009, Хамид Адду, генеральный директор Туристического офиса Марокко.

Для осуществления подобных "наполеоновских" планов марокканцы предусмотрели ряд конкретных мер: открытие своего представительства в Москве в начале нынешнего года, усиление рекламной кампании, поддержку российских туроператоров, особенно новых, содействие открытию прямого регулярного авиасообщения между нашими странами, существующего в советское время.

Оправданный риск

Правда, последний пункт программы на сегодняшний день – самый сложный. Пока не удается заинтересовать российские авиакомпании в целесообразности введения прямого регулярного круглогодичного рейса. О намерении открыть подобный рейс между Москвой и Касабланкой заявила марокканская авиакомпания Royal Air, но из-за кризиса вряд ли в нынешнем году это намерение осуществится. Никто не хочет рисковать. Тем более, что поток россиян, жаждущих посетить Марокко, не столь велик и с ним вполне могут справиться российские авиакомпании, осуществляющие чартерные рейсы в летнее время.

Традиционно с конца весны подобную чартерную цепочку запускает на рейсах различных авиакомпаний старожил марокканского направления, туроператор "Спейс Трэвел". Нынешний год не стал для туркомпании исключением.

В этом году с 28 апреля компания начала выполнять свою традиционную чартерную цепочку на лайнерах Боинг-767 (имеющих компоновку в 250 кресел в двух салонах) компании "Аэрофлот"- из Москвы в Агадир, основной морской курорт страны. Вначале с периодичностью раз в 10/11 дней, а в июле — два раза в неделю.

При этом, по словам директора по туризму компании Сергея Овчинникова, объемы перевозки останутся на уровне прошлого года, а стратегическая задача на год нынешний -отправить в Марокко примерно столько же туристов, сколько удалось в прошлом году, то есть чуть более 5 тысяч человек.

Свежий взгляд на старое направление

С появлением на марокканском направлении нового сильного игрока, туркомпании «Капитал Тур», общий объем перевозки стал избыточен, что может негативно сказаться на турпотоке из России, сказал "Интерфакс-Туризму" эксперт.

С этим утверждением не согласен Антон Абрамов, директор департамента компании «Капитал Тур», которая организовала собственную чартерную цепочку, стартовавшую со 2 апреля. Вначале на Боингах-757 (192 кресла) авиакомпании «Якутия» с периодичностью раз в 10 дней, затем, с 23 апреля — авиакомпанией «Вим Авиа», таким же самолетом Боинг-757, но с большим числом кресел (215).

Одновременно туроператор увеличил частоту рейсов до двух раз в неделю. Основанием для подобного шага, по словам А.Абрамова, послужили очень хорошие продажи на майские праздники и хорошая глубина бронирования туров. Многие клиенты «Капитал Тура» в апреле бронировали свой отдых в Агадире на июль и даже август. При этом 20% клиентов выбирали 7-дневные туры, а 15% -14-дневные.

Остальные, а это, как видим, большинство, — 10-дневные туры, причем, как чисто пляжные, так и комбинированные, сочетающие короткий отдых в Агадире с осмотром «Имперских столиц» (Маракеша, Феса и др.). Стоимость подобного недельного тура с перелетом начинается от 600 евро при условии размещения в трехзвездочном отеле.

Только за период с начала апреля по конец октября планируется отправить в Марокко от 15 до 18 тысяч российских туристов, сообщила ранее "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Капитал Тур" Инна Бельтюкова, что практически равно всему прошлогоднему российскому турпотоку.

Если спрос будет устойчивым, то планируется продлить чартерную цепочку до середины ноября. Так что амбициозная задача занять 50% рынка на первый для данного туроператора марокканский сезон может быть выполнена.

Как уточнили в компании, в нынешнем году более 70% клиентов, выбирающих отдых в Марокко, — москвичи, но в следующем сезоне ситуация может измениться, если будут организованы чартерные рейсы из других российских городов. Пока, на нынешний сезон, таких планов у туроператора нет.

Новые курорты – новые рейсы

В рамках привлечения в свою страну как можно больше иностранных туристов власти Марокко планируют в июне открыть новую курортную зону, Саадию. На этот раз — на побережье Средиземного моря. Здесь более комфортно купаться, в отличие от Агадира, омываемого Атлантическим океаном.

В Саадии несколько совершенно новых отелей могут одновременно принять 16 тысяч отдыхающих. Если россияне проявят интерес к новому курорту, то «Спейс Трэвел» может поднять из Москвы в Ушду (ближайший аэропорт к Саадии) чартерную цепочку.

Под него, по словам С.Овчинникова, уже зарезервирован Ту-154 одной известной авиакомпании. Но это — вопрос будущего. С.Овчинников уверен, что отдых на Средиземном море в Марокко реально можно будет предлагать не ранее следующего сезона.

Еще один новый курорт, Мазаган, должен принять первых гостей в октябре. Правда, емкость его пока невелика. Не более 1 тысячи туристов одновременно могут разместиться в нескольких отелях курорта, расположенного на берегу Атлантического океана. Но со временем здесь планируется создать целый город, с казино, полями для гольфа, торговыми центрами и другими объектами туристической инфраструктуры.

В целом, до 2015 года еще 6 новых курортных зон, большая часть которых будет находиться на побережье, появится в этой стране. А к 2010 году марокканцы рассчитывают принимать у себя не менее 10 млн. иностранных туристов, что на 2 млн. больше, чем в прошлом году.

Федор Юрин