Москва. 7 апреля. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — Число стран Латинской Америки, отменивших визовой режим для россиян, может вырасти к лету до 10, а поток туристов из России в эти страны – в несколько раз, считают туроператоры. На фоне кризиса это новое направление выездного туризма кажется вполне перспективной точкой роста.

На сегодняшний момент лишь в 6 из более чем 20 стан этого региона россияне могут отправиться без визы. Это — Куба, Доминикана, Ямайка, Перу, Эквадор и Венесуэла. Прямые рейсы также существуют лишь в две страны: из Москвы на Кубу летают регулярные рейсы, в Доминикану — чартерные.

Как считают туроператоры, до лета-2009 могут отменить визы для россиян Аргентина, Никарагуа, Чили, Бразилия и Колумбия. Не собираются пока пересматривать свой визовый режим Панама, Парагвай, Уругвай, Боливия, Коста-Рика и Мексика. Скорее всего, без визы можно будет россиянам посетить также Гондурас, Гватемалу и Сальвадор.

Кому это надо

Некоторые участники рынка считают, что отмена виз заинтересует прежде всего бизнесменов, но не "чистых" туристов. В любом случае, полагают они, счет туристов на этих направлениях может идти даже не на сотни, а на десятки.

"Пока отмена виз может обрадовать только российских бизнесменов, которым нужны новые рынки сбыта и новые месторождения полезных ископаемых, на разработке которых можно неплохо заработать, даже в кризис", — сказал агентству источник на рынке.

"Это не совсем так, – пояснил "Интерфакс-Туризму" президент компании "Мегаполюс Турс" Эдуард Кузнецов. – Во-первых, спрос именно на туристические поездки в Латинскую Америку в последнее время стабильно растет, во-вторых, сегмент дорогих туров в дальние страны менее всего подвержен кризису и спаду спроса".

"Уверен, что отмена виз положительно скажется на потоке в эти экзотические страны, — добавил собеседник. — Потребители подобных туров — люди вполне обеспеченные, летающие в большинстве своем на регулярных рейсах западных авиакомпаний. И единственное, что сдерживало их интерес к странам Южной Америки, это визы, причем, некоторые из них надо было оформлять довольно долго".

"Если эта проблема устранится, потоки в страны Южной Америки вырастут в два, а то и в три раза", — сказал Э.Кузнецов.

Очевидные плюсы

Вице-президент по продвижению компании "Капитал Тур" Александр Преображенский считает, что у названных стран Латинской Америки, прежде всего, Бразилии, есть хорошие перспективы на российском рынке.

"О том, что страны Латинской Америки могут пользоваться нормальным спросом на российском рынке, говорит, например, успех Кубы, куда в 2008 году приехало отдыхать на 40% больше россиян, чем год назад, или Доминиканы, куда поток за последние три года удвоился", — пояснил он.

Как сказала менеджер туркомпании ITC Юлия Казьмина, наибольшим спросом у россиян пользуются те страны, которые, как Доминикана, имеют великолепные условия для пляжного отдыха или сочетают интересные экскурсионные программы с пляжным отдыхом ( Куба, Мексика, Бразилия). У индивидуалов пользуются популярностью Перу, Эквадор, где сохранились древние города инков и майя.

"Другие страны менее известны у туристов, — заметила собеседница "Интерфакс-Туризма", — А между тем, в Гватемале также можно увидеть пирамиды и храмы индейцев майя, в Коста-Рике — самый интересный в регионе дайвинг. В Аргентине можно увидеть ледники, пингвинов и обучиться танго, а в Чили — знаменитый остров Пасхи. В Венесуэле находится самый высокий в мире водопад – Анхеля".

По ее словам, дороговизна перелета, которая является серьезным сдерживающим фактором для российских туристов, в этом году уже не выглядит так пугающе.

"Если год назад авиабилеты на рейс Air France из Москвы в Рио-де-Жанейро (через Париж) обходились в 40-45 тыс. рублей в оба конца, то в нынешнем году их цена упала до 30-35 тыс., или почти на 20%", — пояснила Ю.Казьмина.

В поисках утраченного счастья

По словам туроператоров, цены на проживание в связи с кризисом и падением спроса снизили многие латиноамериканские страны. К примеру, некоторые отели 5* в Доминикане снизили цены на 30-35%, в Мексике на 25-30% подешевели номера даже в отелях категории "де люкс". В Бразилии на период карнавала, который традиционно считается пиком туристического сезона, были отмечены спецпредложения по проживанию в местных отелях.

"Потеряв значительный процент американских туристов, составляющих традиционно большинство в странах Южной Америки, отели этих стран делают ставку на богатых россиян, считая Россию одним из самых динамично развивающихся туррынков в мире", — пояснил Э.Кузнецов.

Например, в конце прошлого года явный рост интереса к России проявила Бразилия. Эту страну ежегодно посещает около 5 млн. туристов со всего мира, причем почти треть этого объема "поставляют" ее соседи — Аргентина, из которой приезжает примерно 800 тыс. человек, и США, примерно с таким же потоком.

Россиян в этой далекой стране бывает немного, Так. например, согласно официальным данным, в 2007 году здесь отдохнуло примерно 2 тыс россиян. По неофициальным данным, как считают туроператоры, не намного больше: "редкая птица долетит до середины Америки". Однако, как сказал на недавней выставке "Интурмаркет-2009" в Москве представитель офиса по туризму Бразилии, уже по итогам 2008 года эта цифра должна вырасти почти в 4 раза. Еще выше поднята планка на 2009 год – 12 тыс туристов из России.

Другими словами, российский турпоток за три года вырастет втрое. Правда, не без помощи самих бразильцев. Только в 2009 году помимо участия в туристических выставках Министерство туризма Бразилии планирует потратить на Россию $100 тыс. Они пойдут на рекламу возможностей бразильского отдыха в Москве и Санкт-Петербурге.

Но вряд ли Бразилия сможет стать Доминиканой-2 на российском рынке только с помощью этих рекламных денег. "Решить судьбу направления смогут отмена виз и чартерные рейсы", — считает А.Преображенский. Уже год назад было известно о планируемом рейсе "Трансаэро" в Рио-де-Жанейро.

Канары-2009

О реальности "чартерного" сюжета говорит и концентрация сил крупных туроператоров на этом направлении. Бразилией активно занимаются такие операторы, как "Капитал Тур", "Мегаполюс турс", а в январе 2009 года с предложениями по Бразилии впервые выступил такой тяжеловес массового туризма, как компания "Тез тур".

Компания начала с того, без чего вообще невозможно представить себе эту страну — со знаменитого карнавала в Рио-де-Жанейро. По словам PR-директор компании Марины Макарковой, компания вышла на Бразилию прежде всего потому, что дорогие направления пострадали от кризиса меньше остальных, и спрос на них всегда одинаково высокий. С другой стороны, Бразилия хоть и далекая, но не менее любимая россиянами страна.

Как сказал один из наших собеседников, Бразилия для россиян сейчас – это Канары начала девяностых. "У этой страны на российской рынке такой мощный имидж, что поставь чартер, и народ "потянется" в эту страну за любые деньги", — сказал собеседник "Интерфакс-Туризма".

Правда, руководитель бразильского направления компании "ПАК Групп" Александр Бессуднов, напротив, считает, что у Бразилии немного шансов стать по-настоящему массовым направлением. "Это – точно не Доминикана. Несмотря на падение цен, отдых в Бразилии остается дорогим и сугубо индивидуальным направлением, и кризис – не лучшее время для его развития на нашем рынке", — заключил А.Бессуднов.

И все-таки, как считают эксперты рынка, в конечном итоге все будет зависеть от курса доллара по отношению к рублю и общей экономической ситуации в России.

"Если не будет дальнейшего, а главное, обвального падения экономических показателей в стране и национальной валюты, россияне вполне могут полететь в те латиноамериканские страны, которые отменили для них визы или только планируют это сделать", — сказал "Интерфакс-Туризму" Э.Кузнецов.

Светлана Ставцева, Федор Юрин