Среди них — банкротства турфирм, и коллапс на рынке перевозок, и создание нового ведомства по управлению туризмом в стране. Заметной чертой 2008 года стало усиление внимания государства к проблемам российского туризма и туристов, в частности. К сожалению, вызвано оно было чаще всего совсем нерадостными событиями, например, ДТП в Египте с самыми трагическими последствиями. Заключительным аккордом года стал кризис, урезавший аппетиты и турфирм, и самих туристов.

Авиационная сторона туристической медали

Перевозка – неотъемлемая часть большинства туристических пакетов. В этом году ситуация на рынке перевозок заставила туроператоров не раз и очень серьезно поволноваться. Новогодние вылеты прошли более-менее спокойно, проблемы начались в мае, когда из-за отсутствия топлива авиакомпания "Атлант Союз", ранее не замеченная в серьезных сбоях программ, была вынуждена отменить все чартерные рейсы в связи с нехваткой авиатоплива.

Всего было задержано девять чартерных рейсов на самолетах Ил-86, три из которых должны были вылететь в Египет, еще шесть – в Турцию. В аэропорту осело более 2,5 тыс. туристов, в основном клиентов компаний "Мостревел", "Тез Тур", "Одеон", "Корал Тревел".

Есть еще одна дата в календаре туроператоров, когда они ждут плохих новостей, — это конец августа. Завершается высокий летний сезон, туристы, особенно семьи с детьми, массово возвращаются к началу учебного года с российских и зарубежных курортов или из других городов страны. Типичный час пик, только в воздухе. Мелкие накладки, задержки рейсов в это время почти неизбежны. Главное, чтобы они не переросли в серьезные проблемы.

В этом году нас ждали не проблемы, а настоящий коллапс, когда в разных аэропортах страны застряли несколько тысяч пассажиров авиаальянса AirUnion. Авиакомпании альянса в очередной раз не заплатили за топливо, а аэропорты отказались заправлять их самолеты. Началась цепная реакция задержек и отмен рейсов. Среди членов авиаальянса – несколько активных туристических перевозчиков.

В результате альянс объявлен банкротом, а на базе его авиакомпаний с участием авиакомпаний «Атлант-союз» и ГТК «Россия» создан новый авиаперевозчик – "АвиалинииРоссии».

Первые банкротства турфирм, первые выплаты пострадавшим туристам

Несомненно, одним из "ярких" событий уходящего туристического года стало банкротство компании "Детур". Профессионалы бизнеса говорили, что падение этой фирмы можно было прогнозировать с большой долей вероятности.

Правда, произносилось это в основном пост-фактум, когда вероятность стала реальностью. На самом деле причин для банкротства именно у этой компании было не больше, чем у многих других игроков рынка. Не случайно затем в отношении ее руководства завели уголовное дело по подозрению в умышленных действиях.

А тогда, в конце июня, крушение "Детура" стало для многих неожиданностью, для его туристов – очень неприятной неожиданностью.

Все началось с традиционной для таких случаев неразберихи. Несколько сот российских туристов в турецких отелях оказались заложниками финансовой несостоятельности компании "Детур", которая, в свою очередь, якобы пострадала из-за банкротства своей материнской компании "Васко" турецко-австрийского происхождения.

Одних туристов, по классическому сюжету, не выпускали из отелей, других – не заселяли. И те, и другие вынуждены были платить собственные деньги за то, чтобы поселиться или, наоборот, выписаться из отеля.

Драма с "Детур" оказалась первым серьезным страховым случаем в туризме после введения института финансовых гарантий деятельности туроператоров. Все, с чем приходилось иметь дело страховым компаниям в прошлом году, — песчинка по сравнению с детуровскими масштабами.

Если в случае с исчезновением в августе 2007 года санкт-петербургской компании "Алеа" страховым компаниям пришлось заплатить компенсации десятку-другому туристов, то в случае с "Детуром" счет пошел на сотни и тысячи.

В итоге действительно уже в первые дни банкротства этой компании стало очевидно, что не все пострадавшие от ее действий туристы получат компенсацию за сорванный отдых.

В страховую компанию "Росно" за неделю было подано от туристов заявлений на сумму более 20 млн рублей, тогда как финансовая гарантия составляет всего 10 млн руб.

История с "Детуром" многим показалась симптоматичной. Надо сказать, что банкротство турфирм – не пятно или беда России, это довольно частое явление в международной практике, и некоторые профессиональные сообщества, например, Ассоциация британских турагентств, крупнейшее в этой стране объединение в туристической отрасли, регулярно сообщает об уходе с рынка той или иной компании.

С другой стороны, многих поразила скоротечность крушения совсем немаленькой компании. То, с какой скоростью в долговую яму проваливается "Детур", на самом деле свидетельствует о неустойчивости самой экономической модели туризма, которая сейчас эксплуатируется в мире и у нас, говорили тогда опрошенные "Интерфакс-Туризмом" эксперты.

Любые подвижки в мировой экономике, внутренние проблемы создают целую цепочку последствий, которые делают неотвратимым банкротство компаний, даже вполне профессионально работающих на рынке. Невысокая доходность туристического бизнеса приводит к тому, что оборотные суммы компаний многократно превышают те суммы, которыми компания реально располагает в данный момент.

Турфирма просто не успевает накопить сумму, достаточную для покрытия своих убытков. Так что после "Детура" стало ясно, что дальнейших банкротств на рынке не избежать.

Случай с "Детуром" реанимировал разговоры о необходимости повысить лимиты страхования ответственности туроператоров. О повышении размера финансовых гарантий, как средстве усиления защиты туристов в случае подобных форс-мажоров, в профессиональной среде говорилось немало. Немало было и вариантов повышения гарантий. Например, Ассоциация туроператоров России (АТОР) предложила повысить размер фингарантии до 50 млн рублей, а президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль — до 100 млн рублей.

В начале сентября депутат Госдумы Владислав Резник внес на рассмотрение Думы поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ", направленные на увеличение финансового обеспечения деятельности туроператоров в сфере международного туризма с нынешних 10 млн до 150 млн рублей.

В любом случае, банкротство туристической компании «Детур» стало катализатором готовящихся изменений в законодательстве о туризме. А когда в июле в Турции с проблемами при заселении в отели столкнулась группа российских детей, председатель Правительства РФ Владимир Путин дал указание «об усилении контроля за деятельностью российских туроператоров.»

В ноябре стало известно, что еще одна не крупная, но заметная на рынке компания терпит фиаско. "Вояж-Люкс" распространила пресс-релиз, в котором объявила о приостановке деятельности до 1 марта 2009 года в связи с "резким и существенным падением спроса на туруслуги, убыточностью туроператорской деятельности в последнее время и недостатком ликвидности, а также значительным материальным ущербом, который был причинен фирме египетским партнером в конце 2007 года".

Несмотря на эти душещипательные объяснения, умысел и здесь прослеживался вполне отчетливо. Например, компания взялась за организацию корпоративного отдыха группы из 332 сотрудников в крупной парфюмерной компании. За поездку было заплачено "Вояж Люксу" почти 8,5 млн рублей. Однако, сославшись на несвоевременность оплаты, туроператор отказался от выполнения договора, фактически присвоив себе эти деньги.

Как и в случае с Детуром, у туроператора была обширная клиентура, а значит, суммы в 10 млн рублей финансового обеспечения тоже не хватило на все выплаты.

Новые вертикали в туризме

В течение этого года произошло несколько событий, которые могут отразиться на будущей судьбе турбизнеса. В июле 2008 года почти одновременно из уст Дмитрия Медведева прозвучали очень важные для турбизнеса страны слова о желании "туристическую отрасль поставить на ноги", и началось создание новой властной структуры в туризме.

Напомним, на совещании с мэрами городов «Золотого кольца» в г. Угличе (Ярославская область) по вопросам развития внутреннего туризма Президент назвал туризм важной для экономики страны отраслью, отметив, что в ней на сегодняшний день занято более 1 млн человек, суммарный доход за 2007 год составил около 833 млрд рублей.

Это способствовало значительному росту интереса к сфере туризма со стороны правительства, Федерального собрания, Общественной палаты РФ и ведущих политических партий.

В это же время основные функции Федерального агентства по туризму (Ростуризма), который курировал доселе туризм, перешли распоряжением правительства в Департамент по туризму при недавно созданном Министерстве спорта, туризма и молодежной политики. Его возглавила бывший заместитель главы Ростуризма Владимира Стржалковского — Надежда Назина. В.Стржалковский согласился с выдвижением его кандидатуры на пост гендиректора «Норникеля» и 8 августа был утвержден Советом директоров на эту должность. Главой Ростуризма стал еще один его заместитель – Анатолий Ярочкин.

С самого начала этого процесса высказывались предположения, что Ростуризм в скором времени расформируют. Возможно, но пока ведомство работает, и довольно активно. Его сотрудников никто не предупреждал о предстоящем сокращении или расформировании, хотя сотрудники аналогичного с ними ведомства – Росспорта – уже имеют на руках обходные листы и готовятся покинуть свои места.

Еще одно событие 2008 года, которое нельзя обойти вниманием, — это покупка Алексеем Мордашовым (основной акционер металлургической компании «Северсталь») свыше 15% акций туристической транснациональной корпорации TUI AG (штаб-квартира г. Ганновер, Германия).

Впервые крупнейший российский бизнес признал, что туризм является высоколиквидным вложением средств. Трудно сказать, какие последствия для российского турбизнеса будет иметь это событие. Ясно, что если западный концерн решит выйти на российский рынок, это может внести коррективы в расклад сил на нем.

С другой стороны, пока нет примеров, чтобы приход западного инвестора на российский рынок хоть как-то менял ситуацию на рынке. До сих все иностранные компании были исключительно осторожны в России и ограничивались "точечной застройкой", предпочитая вкладывать средства в конкретную компанию и анализировать результаты.

Тем более, по словам президента компании "Мегаполюс Турс" Эдуарда Кузнецова, которая два года назад была приобретена крупнейшим швейцарским туроператором KUONI, в кризис вряд ли стоит ждать от западных игроков каких-либо решительных действий на нашем рынке. Однако для российских компаний, как заметил Э. Кузнецов, участие иностранного капитала – огромный плюс, который позволяет им даже в условиях кризиса строить обширные планы.

Резюме

К сожалению, на всех описанных событиях в той или иной степени сейчас лежит печать кризиса, который еще в сентябре-октябре турбизнес не хотел замечать, а в ноябре понял всю его неотвратимость. Спрос на новогодние туры, который всегда был апофеозом всего года, упал почти вдвое. Глубины продаж на 2009 год практически нет, а это значит, летний сезон под угрозой.

Как и все другие отрасли, турбизнес столкнулся с острой нехваткой наличности. По мнению специалистов, первыми в зону риска попадают агентства, прежде всего, сетевые, привыкшие работать с большими объемами, которых нет и пока не предвидится.

Под самый конец года стало известно о серьезных проблемах одной из самых мощных сетей турагенств – сети "Куда.ру". Сеть работает с несколькими десятками российских туроператоров. По нашим данным, еще осенью сеть начала затягивать оплату небольшим туроператорским компаниям. Не исключено, что сети агентств удастся преодолеть собственные проблемы. Однако фактор риска налицо. Новых банкротств можно ждать уже в январе.