Москва. 8 декабря. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Падение спроса на туруслуги, даже по оптимистическим прогнозам, продлится до середины 2010 года. Российский рынок за это время изменится и встретит фазу подъема, скорее всего, уже в сильно обновленном составе.

Настоящие масштабы кризиса в туризме по-прежнему неясны, но серьезность его всем очевидна. Сейчас выдвигается два возможных сценария развития ситуации. По одной версии, кризис довершит структуризацию рынка и упрочит позиции нынешних лидеров. По другой, он серьезно перетасует всю колоду игроков.

Туризм в эпоху турбулентности

Как и можно было предположить, мировой экономический кризис не миновал туризм. По итогам октября-ноября ведущие авиакомпании и отели по всему миру сообщают о крутом спаде в бизнесе.

По сообщениям "Нью-Йорк таймс", семь крупнейших авиакомпаний мира перевезли за это время на 9,2% меньше пассажиров, причем, падение коснулось как международных, так и внутренних рейсов. Правда, тарифы на перелет сейчас на 15-25% выше, чем в прошлом году.

Заполняемость отелей в мире снизилась в среднем на 5% по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году. Причем, в отдельных гостиничных сетях и отелях показатели гораздо грустнее. Так, за третий квартал 2008 года загрузка отелей сети "Марриотт Интернэшнл" снизилась на 28%. Упало число как бизнес-путешественников, так и просто туристов.

Непосредственно в турбизнесе картина складывается более противоречивая. Туроператоры в различных странах отмечают падение спроса, но оптимизма не теряют. Весь год был удачным, так что общие годовые результаты выглядят оптимистично. А вот прогнозировать лето-2009 мало кто отваживается.

По оценкам специалистов Всемирной туристской организации (UNWTO), как минимум рост туристических прибытий составит не более 2% при благоприятном стечении обстоятельств и 0% — при неблагоприятном исходе.

Примерно с такими же настроениями встречают новогодние каникулы российские туроператоры. Правда, в отличие от западных компаний, у большинства отечественных компаний год был не слишком успешным.

Система коллективной беспечности

Надо сказать, что и без разразившегося экономического кризиса российские туроператоры последние два-три года буквально «нарывались» на проблемы. Постоянно растущий спрос россиян на отдых, как за рубежом, так и в России, подталкивал многих из них к экспансии.

В прошлом году в топку конкурентных войн угодило не одно популярное на рынке направление. Не исключая, например, Турцию, где, казалось бы, уже просто нечего делить. Тем не менее накануне летнего сезона, учитывая успешные продажи 2007 года, все основные игроки, оперирующие на турецком рынке, значительно увеличили свои чартерные программы. В итоге в начале лета плотность чартерных рейсов на анталийском направлении просто зашкаливала, а спрос, между тем, оказался ниже прогнозов.

Выровнять сезон удалось только к августу, правда, не без потерь. В августе с дистанции сошел не крупный, но заметный игрок на турецком рынке "Детур", оставив сотни неотправленных туристов и долги, на компенсацию которых не хватило всей суммы финансовых гарантий.

Еще одной точкой кипения нынешним летом оказалась Греция. Весь сезон на этом перспективном пляжном направлении шло перераспределение сфер влияния между "старейшинами рынка" — крупными операторами и новыми участниками, стремящимися завоевать свой сегмент греческой земли. Как следствие – ощутимое снижение стоимости турпакетов, работа себе в убыток.

Как сказал президент компании "Мегаполюс турс" Эдуард Кузнецов, этим летом туроператоры "фактически спонсировали отдых россиян на греческих курортах, предлагая его по ценам ниже себестоимости".

По его словам, предложение по Греции значительно превышало спрос, цены упали до минимума, появились горящие туры, так что даже в июле-августе отдохнуть в этой стране можно было за 160 евро.

По словам генерального директора компании "Музенидис Трэвел" Александра Цандекиди, туроператоры ставили чартерные программы в Грецию, совершенно не считаясь с другими игроками рынка.

"По Криту, например, перевозка превосходила спрос в течение сезона в 2 раза, — сказал А.Цандекиди. — В итоге туры на самый большой и любимый россиянами остров продавался по бросовым ценам — в среднем неделя отдыха здесь стоила не более 200 евро".

Аналогичные, не слишком радужные, сюжеты разыгрывались на других направлениях. В итоге, рынок был успешно поделен, но в карманах его игроков гуще не стало. А уже в начале октября все отчетливее зазвучала новая музыка – мировой кризис.

По словам Э.Кузнецова, из-за бесконечных демпинговых войн операторы вошли в кризис не такими сильными, как могли бы.

"Мы вошли в мировой кризис в уже кризисном состоянии", — констатировал он.

"В течение почти 5 последних лет операторский бизнес существовал в условиях постоянного роста и все свои планы строил, исходя из этой положительной динамики, — то есть предусматривающие дальнейшую экспансию, — сказал он "Интерфакс-Туризму". – За это время мы не выработали действенных механизмов взаимодействия между игроками на рынке, не создали системы коллективной безопасности".

"В погоне за эксклюзивными условиями, в своем нежелании взаимодействовать с конкурентом по направлению, мы оказались в проигрышной ситуации, когда и хотельеры, и перевозчики диктуют каждому из нас свои условия, а мы не можем им противостоять", — сказал он.

Туроператоры всех направлений, объединяйся?

По мнению большинства туроператоров, единственный путь выживания сейчас – консолидация игроков. С этим на российском рынке всегда было сложно, но кризис – другое дело.

По словам Э.Кузнецова, кризис заставит руководителей компаний умерить свои амбиции и быть более уступчивыми и конструктивными.

"Кризис – самое подходящее время осознать, что нельзя бесконечно надеяться на светлое будущее и строить грандиозные планы, исходя только из своих желаний, — сказал он "Интерфакс-Туризму". – Сложное экономическое положение заставит туроператоров поменять ментальность и охотнее идти навстречу друг другу".

Среди примеров консолидации, по его словам, общая позиция российских туроператоров по Хорватии, которые решили противостоять жесткой ценовой политике местных хотельеров.

"Кроме того, мы планируем встречу ведущих игроков рынка, чтобы совместно обсудить и скорректировать программы на будущий летний сезон", — добавил Э.Кузнецов. – Нам нужно добиться того, чтобы на следующий сезон мы не "прогибались" так ни перед хотельерами, ни перед авиакомпаниями".

"Кризис ставит туроператоров в более жесткие условия, но он будет способствовать цивилизации рынка, большему взаимопониманию между игроками, — сказала генеральный директор компании "ВКО Групп" Эллада Пескова. — Уже сейчас наши внутренние переговоры по постановке-снятию рейсов все чаще переходят в партнерство. Я уверена, что и дальше туроператоры будут более конструктивно выстраивать свои отношения".

По словам генерального директора компании "Ванд Интернешнл" Татьяны Ванд, средние игроки рынка также бы приветствовали большее взаимопонимание между лидерами рынка.

"Однако пока я не вижу серьезных оснований надеяться на серьезную консолидацию на рынке", — заметила она. – Все эти игроки – "Натали турс", "Тез тур", "Капитал Тур", -"Мегаполюс Тур", "Ланта тур вояж" – вполне адекватные, когда имеешь дело с кем-то одним из них. Но в целом их поведение на рынке чаще всего непрогнозируемое. На мой взгляд, пока им удается договариваться реже, чем хотелось бы, в том числе и нам, средним компаниям."

"Ситуация на многих направлениях, например, по Таиланду, Гоа или Индонезии требует сейчас сокращения объемов перевозки, но авиакомпании продолжают летать, а крупные туроператоры-держатели рейсов не могут им противостоять, хотя загрузка рейсов минимальная".

"Я не вижу, чтобы кризис подвиг крупные компании к объединению интересов, — сказала она. – Если и есть какие-то примеры консолидации и договоренностей, то мизерные. Возможно, пока кризис недостаточно ударил по этим туроператорам".

"Туроператоры сейчас готовы уступать, но все-таки правильнее говорить пока не о консолидации, а об отсутствии явной конфронтации и уменьшении амбиций", — согласился генеральный директор компании "Тез Тур" Александр Буртин.

Сумасшедшие инвесторы

Президент компании "Интурист" Александр Арутюнов уверен, что ближайшие год-два на российском туррынке ознаменуются слияниями-поглощениями, что приведет к укрупнению бизнеса и большей его концентрации.

"В 2010 год, к окончанию кризиса, наш рынок придет в другом составе, — сказал А. Арутюнов на недавней конференции туроператоров в Москве. – За это время все крупные и даже средние иностранные игроки придут на российский рынок. В течение ближайших полутора лет нас ждет процесс крупных сделок как внутрироссийских, так и международных".

По словам президента компании UTS Алексея Крылова, вряд ли в эпоху кризиса найдутся желающие вложить деньги не только в турбизнес, но – тем более! – в российский.

"Инвесторы – не сумасшедшие. Рискованнее мероприятие сейчас просто трудно придумать", — заметил он "Интерфакс-Туризму".

Между тем, известно, что интерес к российскому рынку в прошлом году проявляли и открыто заявляли об этом как TUI, игрок номер один на мировом рынке, так и номер два, его конкурент, — Thomas Cook. Известно также, что обе компании провели переговоры сразу с несколькими российскими компаниями.

Как заметила генеральный директор компании "ВКО Групп" Эллада Пескова, кризис вряд ли помешает крупному иностранному инвестору придти на российский рынок, если он принял такое решение.

"Перед покупкой инвестор проводит серьезный и довольно затратный анализ ситуации, рынка, на которой предполагается сделка, — сказала Э.Пескова. – Если сделка переносится, то компании придется пойти на дополнительные расходы. Понятно, что кризис – явление временное, а крупные игроки смотрят далеко вперед".

А.Буртин согласен, что состав российских игроков претерпит изменения из-за кризиса.

"Но мне гораздо ближе идея, что это произойдет не через слияния-поглощения, а за счет ухода с рынка тех игроков, которые оказались не готовы к кризису и не справились со своими обязательствами перед партнерами и клиентами", — сказал он "Интерфакс-Туризму".

"Как показал опыт, технологически объединиться с кем-то очень сложно, — пояснил А.Буртин. – Все компании выстроены по-разному, для выстраивания единой модели нужны серьезные усилия. Иногда проще что-то сломать или ликвидировать, чтобы на его основе создать новое".

"Турфирмы как люди"

На уже упоминавшей конференции в Москве президент компании "Натали Турс" Владимир Воробьев представил свой анализ ситуации на рынке, согласно которому увереннее всего себя в кризис могут чувствовать компании первого эшелона. К ним он отнес свою компанию, "Тез Тур", "Капитал Тур", "Неву" и Coral.

"Эти компании оказались в лидерам благодаря целому набору преимуществ перед другими игроками, — пояснил он. – Учитывались такие параметры, как известность марки на рынке, число городов в России, откуда эти компании летают, а также темпы роста, дилерская сеть".

"Главная антикризисная программа для них – не расширение долей рынка, а повышение эффективности бизнеса, — полагает В.Воробьев. – Этим компаниям надо готовиться к приходу иностранных компаний на рынок и суметь им противостоять".

Во вторую группу В.Воробьев отнес "Асент Тревел", "ВКО Групп", "Пегас Туристик", "Мострэвел", "ПАК Групп", "Интурист", "Мегаполюс Турс", S7 Tours. Этим компаниям надо искать финансового или стратегического инвестора, наращивать свою долю на рынке и ассортимент направлений.

Как считает эксперт, их позиции достаточно сильны, так что при умелых действиях им будет нетрудно противостоять кризису, а вот всем остальным туроператорам придется очень несладко.

"Те компании, у которых небольшой объем операций, невысокая известность на рынке, в том числе клиентском, отсутствуют лидерские амбиции, могут столкнуться с угрозой банкротства", — утверждает В.Воробьев.

Кому-то из туроператоров это деление "по В.Воробьеву" кажется слишком механистичным, кому-то – просто рекламным ходом.

По словам заместителя генерального директора компании "Джет Тревел" Максима Приставко, объемы, имя и устойчивость в кризисные времена — отнюдь не синонимы.

"Малый и средний бизнес при грамотном ведении даже более устойчив, чем крупный. Он работает с большей маржой, чем крупны, соответственно, больше зарабатывает, — сказал "Интерфакс-Туризму" М.Приставко. — В это время крупные вкладываются в большие перспективные проекты, гонятся за долей рынка в надежде на отдачу. Отдача не наступает, а деньги уже потрачены. Они не могут существовать без финансовой помощи, а она в условиях кризиса может и не прийти".

Президент компании UTS Алексей Крылов уверен, что кризис тем и "хорош", что накладывает на всех одинаковые обязательства. "Ни большая, ни маленькая компания не может сейчас на 100% быть уверена, что переживет кризис, — сказал он. – Всем придется доказывать свою состоятельность".

Эксперт уверен, что мелкие и средние компании находятся сейчас в более выигрышном положении, чем крупные. "Они более гибкие, более способны к изменениям, — пояснил "Интерфакс-Туризму А.Крылов. – У больших компаний – более высокие риски, ответственность. Сама цена ошибки для них гораздо больше, и это лишает их мобильности".

По его мнению, кризис – уникальный шанс именно для средних компаний увеличить свою долю на рынке и занять более высокое положение.

"Я уверен, большие компании за ближайшие два года серьезно изменятся, но выживут – не все", — заметил А.Крылов.

"Сейчас никто не может сказать, кто в ходе кризиса станет аутсайдером, а кто – победителем, — сказал А.Буртин. — Турфирмы – как люди. Некоторые выживают, казалось бы, в безвыходной ситуации. Ищут любые возможности выжить. Могут так протянуть и год, и два, а потом закрепить свое положение. А есть вполне благополучные, которые неожиданно для всех сходят со сцены".

"Когда-то на рынке гремела крупная компания – "Академсервис". Она была признанным лидером, дела шли нормально: по крайней мере, не было ничего такого, что предвещало неминуемый крах. Тем не менее руководство компании прекратило бизнес. Устали, надоело, сказать трудно, но фирмы не стало, — пояснил А.Буртин. — Так что любая компания жива, пока у ее владельцев или руководителей есть желание бороться и жить".

Светлана Ставцева