Форс-мажор (Force majeure (фр.) — дословно переводится как высшая сила) – это чрезвычайное событие, которое невозможно предвидеть и предотвратить. Это понятие, как правило, всегда присутствует в коммерческих договорах, часто получая новые трактовки и определения. Некоторые из них порой бывают абсурдны и нелепы, однако составителей договоров это не пугает: главное, чтобы форс-мажор был прописан в договоре, причем в нужной расшифровке. Если что случится – спишем на форс-мажор, который как добрый волшебник освободит стороны от ответственности.

Если абстрагироваться от утрированных определений понятия форс-мажора как, например, "неконтролируемого вторжения инопланетных захватчиков", то со стандартным определением: пожар, стихийные бедствия, военные операции любого характера, эпидемия, акты законодательной и исполнительных властей, препятствующие исполнению обязательств, изменения иммиграционной политики, террористические акты, забастовки, иные обстоятельства вне разумного контроля сторон — спорить никто не будет.

Однако, как показывает практика, для возврата денежных средств при расторжении договора по причине, например, пожара в стране временного пребывания, самого факта наступления форс-мажорного обстоятельства недостаточно.

Гражданка Иванова в одном из московских турагентств приобрела путевку в Грецию, на остров Родос. Зная, что в летний сезон возникают проблемы с билетами и местами в гостиницах, туристка заранее спланировала, заказала и оплатила поездку. Однако за несколько дней до начала долгожданного отдыха с Родоса стали поступать тревожные сообщения: лесные пожары охватили чуть ли не весь остров. Некоторые СМИ в красках живописали, как российских туристов в срочном порядке эвакуируют на родину с греческого острова.

Подобные "вести с фронтов" в течении недели появлялись практически в каждом втором отечественном издании. И гражданка Иванова решила: отпуск отпуском, но жизнь дороже. Чтобы не рисковать, несостоявшаяся туристка отказалась в агентстве от путевки в Грецию. При этом она была искренне уверена, что денежные средства, оплаченные за тур, будут возвращены ей в тот же день, поскольку пожар – это явное форс-мажорное обстоятельство. Каково же было ее удивление, когда деньги ей не выплатили ни в день отказа от тура, ни через неделю.

Вместо денег гражданке Ивановой выдали письмо туроператора, в котором говорилось, что в Грецию, в частности на остров Родос, российским гражданам въезд не запрещен, обстановка в этой стране благоприятна для поездок, а паника в СМИ умышленно "раздута" и не соответствует действительности. В связи с этим туристке было предложено все-таки совершить запланированное путешествие. В случае отказа ей предлагали вернуть 230 евро: сумма за вычетом фактически понесенных оператором расходов. Гражданка Иванова ответила на предложение исковым заявлением.

В иске туристка ссылалась на пожар как на форс-мажорное обстоятельство, которое освобождает туриста от обязательств по договору и гарантирует ему возврат полной стоимости тура. При этом она абсолютно правомерно ссылалась на статью 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которая гласит, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране тура угрозы безопасности жизни и здоровью туристов, турист может в судебном порядке потребовать расторжения заключенного договора с возмещением всей суммы тура (учитывая, что поездка не состоялась). Однако самого главного гражданка Иванова не учла: а именно, что наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями органов государственной власти (федеральными, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами).

Подобное требование содержится в той же 14 статье Закона, на который и ссылалась в судебном процессе защита туроператора. Помимо вышеназванного, а также определения понятия "безопасности туризма", в данной статье указан порядок информирования заинтересованных лиц об угрозе безопасности нахождения в той или иной стране. Обязанность по информированию туроператоров, турагентов и туристов о форс-мажорных обстоятельствах в стране временного пребывания возложена на Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Однако в июле 2009 года от Федерального агентства по туризму заявлений относительно запрета въезда в Грецию или существующей в Греции угрозы безопасности российских туристов не поступало.

Другими словами, поскольку от Ростуризма не поступало никаких ограничений и тем более запретов на выезд в Грецию, туроператор считал аннуляцию тура расторжением договора в одностороннем порядке, что возможно при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей"). В судебном разбирательстве оператор доказал, что, предлагая туристке эквивалент в 230 евро, он действовал в рамках закона, и суд признал его правоту.

Подводя итог этой истории, необходимо отметить, что главными характеристиками форс-мажорных обстоятельств являются их чрезвычайность и непреодолимость, поэтому ссылаясь на форс-мажор нужно быть твердо уверенным, что федеральные органы исполнительной власти трактуют приводимые вами обстоятельства именно как чрезвычайные и непреодолимые. А характеристик, данных средствами массовой информации, вовсе недостаточно.

Кроме того, необходимо учитывать, что сообщения о пожарах, ураганах и наводнениях, размещенные на информационных сайтах МИД или МЧС, также не всегда являются основанием для турфирм исполнить указания статьи 14 Закона "О туристской деятельности в РФ". Такие сообщения направлены на информирование граждан, планирующих выезд за рубеж. Как гласит статья 5 Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", рекомендации о нежелательности въезда в конкретное иностранное государство "не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации".

Резюмируя, отметим, что, как показывает практика, обстоятельства непреодолимой силы очень многогранны, сложнодоказуемы и крайне нежелательны. Поэтому предлагаем пункт о форс-мажоре в договор все-таки вносить, а вот определение тех или иных обстоятельств как форс-мажорных оставить за Федеральными органами власти.

Правовой комитет Ассоциации туроператоров России (АТОР)