В любой сфере жизнедеятельности человек хочет видеть рядом с собой надежного партнера, на которого можно рассчитывать и которому можно доверять. В бизнесе надежный, честный партнер – это половина успеха. А если рядом такого нет, будь готов к неприятностям: маленьким или большим — напрямую зависит от степени непорядочности партнера. И тогда очень повезет, если об «измене» бизнес-партнера узнаешь до подачи иска в суд Вашего общего клиента.

Темой этой истории послужил телефонный звонок, раздавшейся в исполнительной дирекции АТОР. Туристка просила помочь получить причитающиеся ей по закону денежные средства за тур. Дело в том, что за день до выезда за границу оператор сообщил, что не может исполнить одну услугу (экскурсию), что очень сожалеет по этому поводу и готов вернуть за нее деньги.

Женщина, действуя по закону, общалась исключительно с сотрудниками агентства, с которым у нее был заключен договор. По возвращению на родину, она составила заявление о возврате денежных средств и принесла его в агентство. Там документ приняли, уверили, что передадут его оператору, и что как только деньги поступят, незамедлительно с ней рассчитаются. Однако по прошествии двух недель от туркомпаний не поступило ни ответа, ни, соответственно, денег.

Разобравшись в ситуации, мы согласились, что деньги туристке действительно положены, и решили выяснить, почему никто не спешит ей их вернуть. И вот какие результаты принесло наше маленькое расследование.

Маленькое, потому что должник определился после первого же телефонного звонка. И оказался им не оператор, как была уверена туристка, а агентство.

Уполномоченный сотрудник туроператора сообщил нам, что как только в компании стало понятно, что эта экскурсия не будет проведена, они немедленно проинформировали об этом туристов. Пока клиенты отдыхали, оператор перечислил деньги за злополучную экскурсию своим партнерам. Все было сделано с тысячей извинений и в кратчайшие сроки. В подтверждение своих слов оператор предоставил бухгалтерские документы, подтверждающие перечисление денежных средств агентствам, в том числе и в то, с которым заключила договор наша туристка. То есть по возвращению все туристы могли получить свои деньги. Стоит ли говорить, что никаких претензий ни от туристов, ни от агентств оператор не получал и был уверен, что все остались довольны.

Вооружившись этими "убойными" доказательствами, мы связались с агентством и без труда добились от его руководителя мгновенного возврата денежных средств клиентке.

Конечно же, нам не назвали причины, по которым возвращенные оператором деньги продержали больше двух недель, не возвращая клиентам, и нарушая тем самым Закон. Хотя догадаться о них не сложно, все довольно прозрачно. Удивляет только то, что подобные компании нисколько не смущает эта прозрачность, и они позволяют себе обманывать клиента, переваливая ответственность на туроператора.

Мы обзвонили несколько крупных операторских компаний. Оказалось, что с такими ситуациями время от времени сталкиваются все операторы. В одной компании нам поведали историю, когда агентство выплачивало туристам ровно половину того, что перечислял оператор. Привело это судебному иску, в котором объединились сразу несколько обиженных туристов. Только в ходе судебного процесса выяснилось мошенничество бухгалтера агента, присваивающего себе половину «кровно заработанных» денег, принадлежащих туристам. Очевидно, что таких клиентов уже не интересовало, по чьей вине произошел подобный инцидент, кто виноват и что входит в обязанности агента и оператора: у обманутых туристов сформировалось мнение, что турфирмы — это недобросовестные и непорядочные компании.

Таких примеров масса, бессмысленно перечислять их вариации. Отреагировав на звонок случайной туристки, мы задумались о том, как отсечь недобросовестных партнеров. Обдумав все аспекты, пришли к выводу, что на сегодняшний день таких фильтров, к сожалению, не существует. Пока существуют люди, которых не остановит уголовная ответственность, подобные случаи будут повторяться.

Однако один способ, на наш взгляд, все-таки существует. Это освещение подобных ситуаций в прессе с четким описанием содеянного и указанием полного названия компании, ее руководства и контактов. В таком случае о недобросовестной компании будут предупреждены и участники рынка и непосредственно конечные потребители – туристы.

Правовой комитет Ассоциации туроператоров России (АТОР)