В этой публикации собраны самые "свежие" вопросы, поступившие в правовую службу Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Покупать тур у агента дешевле или дороже, чем напрямую у туроператора?

В основном, туроператоры реализуют свой продукт только через агентскую сеть. При продаже тура через агентство его стоимость для туриста остается неизменной, так как туроператор самостоятельно вознаграждает агентство, выплачивая ему комиссию за продажу своих туров.

Может ли пассажир авиарейса один отстоять свои права или необходима коллективная претензия всего рейса?

Безусловно, собирать пассажиров всего рейса нет никакой необходимости, каждый клиент авиакомпании принимает подобное решение самостоятельно. Напомним, что авиабилет является договором пассажира с авиакомпанией. Он дает право клиенту не только осуществить перелет, но и на обращение в авиакомпанию с рекламацией и получение компенсаций.

Скажите, правда, что в анкете ребенка, выезжающего в Италию с одним из родителей, расписаться должны оба родителя?

Для выяснения данного вопроса Правовая служба АТОР связалась с консульством Италии и с визовыми отделами операторов по Италии — членов АТОР. Информация подтвердилась – действительно в анкете ребенка, выезжающего с одним из родителей, подпись должны поставить оба родителя.

В компании установлен внутренний курс иностранной валюты. Этот курс выше, чем у остальных туроператоров по Москве. Правомерно ли устанавливать в туристических компаниях внутренний курс и есть ли ограничения его уровня?

В Российской Федерации курс иностранных валют устанавливается Центробанком РФ. Компании в своей коммерческой деятельности используют данные ЦБ РФ, при этом законодательством не запрещено устанавливать внутренний курс евро или доллара. Нормативных актов, определяющих размер внутреннего курса, не существует. Однако, договор туроператора должен предусматривать порядок расчетов за тур на основании внутреннего курса компании, опубликованный в общедоступных информационных источниках.

Турист заранее приобрел экскурсию по Парижу. В день экскурсии гид отказал ему в этой услуге, сославшись на то, что туриста нет у него в списке. Какими должны быть действия туриста?

Если услуга была туристом оплачена, но не была ему предоставлена, туроператор должен вернуть ему денежные средства за нее. Туристу надо обратиться к сопровождающему во Франции или, вернувшись, к оператору.

Турист заключил договор на организацию тура и полностью оплатил его. Через несколько дней после оплаты, оператор выпустил спецпредложение на этот тур, понизив цену. Имеет ли турист право требовать изменения цены договора, уравняв ее с ценой СПО?

Нет, заключая договор, турист был ознакомлен с условиями и стоимостью тура. Подписав договор и внеся денежные средства, турист подтвердил, что предложенные оператором условия его устраивают, он с ними согласен. Туроператор в дальнейшем может опубликовывать различные акции на аналогичный тур, на договоры, заключенные ранее, условия акций не распространяются. В качестве примера можем привести ситуацию с распродажами в магазине. Те, кто приобрел товар за полную стоимость, не может требовать возврата ее части из-за опубликованной акции.

На Вашем сайте представлен туроператор ООО "Натали Турс". Номер в федеральном реестре туроператоров, который у Вас указан – насайте Ростуризма не открывается, лицензия у ООО "Натали Турс" закончилась в 2007 (так у них самих вывешено на сайте в разделе документы). Прошу уточнить юридическое обоснование деятельности этой фирмы.

На ваш вопрос относительно деятельности ООО «Натали турс» сообщаем следующее. На сайте Ростуризма нужно ввести только номер компании в федеральном реестре, без серии, тогда вы получаете полную информацию о компании. Лицензирование в туризме было отменено в 2007 году, соответственно, отсутствие лицензии у компании законно и не является нарушением. Таким образом, ООО «Натали турс» осуществляет туристическую деятельность в соответствии с российским законодательством и Вы можете смело приобретать туры, сформированные этой компанией.

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, советом. В марте с.г. приобрел путевку в Турцию на сентябрь месяц (стоимость 101 тыс.рублей) в одном из турагенств г. Мурманска. Туроператор — АВАТУР. 28 августа с.г. АВАТУР объявил на своем сайте, что не выполнит свои обязательства. Все необходимые документы направлены в московскую страховую кампанию МСК-Гарант, где был застрахован АВАТУР, но страховой фонд исчерпан (всего 10 млн.руб.) Со слов сотрудника страховой компании мои шансы вернуть деньги равны нулю. Что мне делать? Если обращаться в суд, то в какой и с кого мне требовать деньги? Заранее признателен.

Федеральный закон "О туристской деятельности в РФ" определяет размер финансовой гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма -10 млн. рублей. В случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом, турист вправе предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения в пределах суммы финансового обеспечения. Вы, вероятно, обратились в страховую компанию с подобным заявлением достаточно поздно, когда страховой фонд компании «Аватур» в 10 млн.рублей был уже израсходован на выплаты по заявлениям других туристов «Аватур». Именно поэтому вам было отказано в возмещении ваших расходов на поездку.

Относительно обращения в суд. Как уже говорилось, отказ страховой компании обоснован действующим законодательством РФ. Турагентство, с которым вы заключили договор, скорее всего, по договору взяло на себя обязательство забронировать для вас тур компании "Аватур", соответственно свои обязательства перед вами агентство выполнило: тур был забронирован и оплачен.

Таким образом, для предъявления иска к страховой компании и агентству у вас нет юридических оснований. Подать в суд на оператора в сложившейся ситуации, думаем, будет непросто. Рекомендуем Вам также обратиться с аналогичным запросом в Ростуризм. По нашим данным руководитель компании "Аватур" вышел на связь и заявил в Федеральном Агентстве по туризму, что не снимает с себя ответственности за то, что случилось.

Турист заказал и оплатил поездку. За 10 дней до начала тура, турист попросил добавить в перечень услуг страховой полис от невыезда. Туроператор отказывает в приобретении такого полиса, ссылаясь на страховую компанию. Что это за правила?

В каждой страховой компании действует свой порядок предоставления тех или иных услуг. Что касается полиса от невыезда, то у большинства компаний действует правило – этот полис можно оформить только в момент заключения договора. Может быть оговорка – полис можно оформить не позднее определенного дня до начала тура. Но за 10 дней до начала тура такой полис приобрести невозможно. Соответственно, Вашему туристу отказывает в его приобретении не туроператор, а страховая компания, с которой у него заключен договор.

Туристом был заказан отель категории 4*. При прилете отель был без согласования заменен принимающей стороной по своему усмотрению на другой отель категории 3*. Турист предъявляет претензии. Что делать?

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132-ФЗ туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Поэтому, в случае предоставления услуги ненадлежащего качества (в данном случае замена отеля на отель более низкой категории), требования туристов должны быть удовлетворены, при условии, что эти требования разумны, правомерны и соответствуют требованиям Закона "О защите прав потребителей".