На этой неделе Владимир Стржалковский провел последнюю пресс-конференцию в качестве главы Федерального агентства по туризму. По той решительности, с которой прошла процедура прощания, стало очевидно, что хотя назначение в "Норникель" еще не утверждено, в туризм В.Стржалковский вряд ли вернется.

Есть две версии ухода этого руководителя с государственного поста. Одни эксперты полагают, что В.Стржалковского "обидели", назначив сначала главой вновь созданного Министерства спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко, а затем – что еще обиднее – его заместителем по туризму Михаила Лялькова, человека без опыта не только в государственных делах, но и в туризме.

Назначения оригинальное, спору нет. Однако те, кто хорошо знает В.Стржалковского, уверены, что такой расклад вряд ли мог его испугать, скорее, наоборот, раззадорить. Не случайно, он слывет одним из сильнейших лоббистов. Как сказал источник "Интерфакс-Туризма", Стржалковский "всегда делает то, что надо и именно в тот момент, когда это вероятнее всего сработает".

Так что, возможно, правы те аналитики, кто полагает, что очередная реформа власти в туризме стала для В.Стржалковского лишь предлогом, чтобы расстаться с отраслью и заняться чем-то более масштабным. Это совпадает и с его собственными словами о том, что он еще в июне этого года твердо решил уйти из туризма.

Причины на то есть. Во-первых, 9 лет на одном, даже хорошем, месте – действительно немало. Во-вторых, главное, как считает сам Стржалковский, он на этом посту уже сделал – "туризм перестал быть пасынком правительства, его увидели, поняли его значение для отрасли". В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов и недавние изменения в системе туристической власти в стране. Можно, конечно, вновь "пободаться" со спортом, доказывая, что они с туризмом – не пара, но мало кого обрадует перспектива начинать все сначала.

Напомним, что в тесных объятиях спорта туризм уже провел целое десятилетие — с начала 90-х до 2000 года в стране туризмом занимались сначала Комитет РФ по туризму, затем Госкомитет РФ по физической культуре и туризму (ГКФТ РФ) и Министерство РФ по физической культуре и туризму. Экономическая биография началась лишь с созданием Департамента туризма в рамках Министерства экономического развития и торговли РФ в 2000 году.

По следам свежих реформ

Повторное объединение туризма со спортом большинству экспертов туристического рынка кажется явно ошибочным. Спортсмены, напротив, не возражают. Правда, по одной простой причине — им все равно. "Всем ясно, что в новом министерстве спорт будет доминировать, — полагает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. — Государственные бюджеты этих отраслей несопоставимы, как и внимание руководства страны. Естественно, что туризм, в лучшем случае, окажется на втором плане".

Справедливости ради стоит отметить, что В.Мутко сейчас демонстрирует высокую степень уважения к смежной отрасли, не бросается специалистами, выражает явное желание разобраться в туристических делах. И, возможно, разберется, если, конечно, останутся время и силы от спорта.

В любом случае, на должность руководителя департамента по формированию государственной политики и организации туристской деятельности министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации назначена Надежда Назина, крепкий профессионал, а главное, единомышленник В.Стржалковского – именно он пригласил ее 4 года назад в Ростуризм. Так что в этом плане, если "спортсмены" не помешают, можно говорить о продолжении департаментом, соответственно, Министерством прежнего курса Ростуризма.

Как сказала "Интерфакс-Туризму" Н.Назина, за ее департаментом будут закреплены функции стратегического развития туризма в стране, а Ростуризм займется государственным регулированием отрасли.

"Мы должны создать условия для развития туристской инфраструктуры в стране, прежде всего. В регионах, совершенствовать отраслевое законодательство, повышать качество туристических услуг, совершенствовать систему подготовки кадров в туризме", — сказала собеседница.

По ее словам, необходимо внести изменения в нынешние федеральные программы, зафиксировав в них профильный туристический блок. Например, необходимо в рамках существующих программ расширить возможности бюджетов муниципальных образований малых туристических городов. "Для многих городов туризм стал реальной отраслью экономики, и это надо прописать отдельной строкой в бюджете", — полагает она.

Правда, пока Н.Назина занята более будничными делами – необходимо укомплектовать штат сотрудников, что конечно, совсем непросто, учитывая нынешнюю неопределенность с Ростуризмом, откуда и придется в основном черпать кадры.

По поводу Ростуризма совсем недавно ходили слухи, что его расформируют, однако согласно довольно резкому заявлению В.Стржалковского на этот счет, ведомство должно остаться. Более того, подготовлены уже документы на утверждение на должность главы Ростуризма Анатолия Ярочкина, работавшего до ухода В.Стржалковского его заместителем.

Версий много, одна из них гласит, что Федеральное агентство по туризму не будет упразднено. Если на долю туристического департамента внутри министерства по спорту, туризму и молодежной политике придется законотворческая, стратегическая функция, то Ростуризм займется практической работой. Учитывая, что и его возглавит человек, близкий В.Стржалковскому, прежний курс будет продолжен. С другой стороны, лишившись серьезной пробивной силы в лице экс главы, Ростуризму придется несладко.

Властный тайм-аут

И вот тут мнения представителей турбизнеса сильно расходятся. Кто-то считает, что нынешний расклад чиновничьих сил на руку туризму в стране, так как рынок сам все упорядочит. "Чем меньше государство вникает в дела бизнеса, тем лучше, — сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный представитель компании Tez Tour Александр Синигибский. – Когда рыночная экономика начинает подменяться государственным управлением, ничего хорошего не получится".

Другие полагают, что уж лучше жесткая государственная рука, но играющая по известным правилам. Нынешний же отход туризма в ведение спортивного ведомства ничего хорошего не сулит. "Для спортсменов туризм – разменная монета, они ни во что вникать не будут, — считает один наш собеседник, — а будут просто выполнять то, что им скажут сверху, и в этом — главная опасность для развития туристического бизнеса в стране".

Есть опасения и посерьезнее. Скорее всего, дело не в том, кто конкретно будет руководить туризмом, а в приоритетах самого государства. Турбизнес – не нефть и не газ, он сейчас не входит в сферу приоритетов государства, так что его гораздо удобнее "задвинуть" на время, чтобы потом создать по аналогии с ведущими отраслями туристическую госкорпорацию и ею управлять. Тем более что телодвижения на эту тему уже предпринимались.

Неурожайный год

Межвластие в туризме осложняется трудным сезоном этого года. Туроператоры на этот раз особенно сильно переоценили спрос, вложив средства в дополнительные места в гостиницах на курортах и в самолетах. На фоне инфляции, падения доллара рынок в итоге захлестнул демпинг. Тяжелее всего мелким и средним турфирмам, которых в этом году особенно активно теснят крупные игроки, фактически выдавливая их с рынка.

История с исчезновением компании "Детур" – одно из проявлений этого процесса, и, как предполагают многие, возможно, не последний скандал в нынешнем сезоне. Если усилится инфляция, крупные туроператоры будут терять по-крупному, а значит, у них не будет другого выхода, как "съедать" своих более мелких коллег по бизнесу.

В этой ситуации самым актуальным вопросом на повестке дня российского туризма становится размер финансовых гарантий туроператорской деятельности. Скандал с туристами "Детур" показал, что нынешней суммы в 10 млн рублей, или примерно $400 тыс., для обеспечения компенсаций всем пострадавшим туристам может просто не хватить.

Страховая компания "Росно", выступившая гарантом "Детура", заявляет, что объем компенсаций по заявлениям, поступившим от туристов "Детур", уже превысил 20 млн. рублей. Даже если допустить, что "Росно" в данной ситуации слегка лукавит, ведь далеко не по всем заявлениям ей придется выплачивать 100% компенсации, и сумма в итоге окажется куда меньше, всем ясно, что положение о финансовых гарантиях надо корректировать.

Сейчас трудно прогнозировать, как будет развиваться эта ситуация. В профессиональной туристической среде предлагается несколько вариантов решения проблемы. Ассоциация туроператоров России (АТОР) настаивает на увеличении размера страхового покрытия туроператорской деятельности до 50 млн рублей. Российский союз туриндустрии считает необходимым ввести дифференциацию покрытия в зависимости от оборотов компании. Правда, реализовать на практике эту схему не так просто, придется вносить поправки в закон.

В.Стржалковский, который также ранее однозначно высказывался за увеличение размера фингарантий, на "прощальной" пресс-конференции в "Интерфаксе" неожиданно предостерег, что торопиться с увеличением не стоит.

"В ближайшее время нет необходимости увеличивать размер финансовых гарантий деятельности туроператоров, — сказал он. — Случай с туроператором "Детур", когда страховых выплат не хватило на всех пострадавших туристов, еще не показатель. Нужно иметь больше примеров из практики, чтобы принимать какое-либо решение в отношении страховых выплат".

В свою очередь, Н.Назина на своей первой пресс-конференции в новом качестве заявила, что повышение фингарантий туроператоров – главная задача ее ведомства на ближайший период. Собственно, попытка решения уже одного этого вопроса, которую можно ждать с наступлением осени, покажет, кто есть кто в структуре туристической власти России.