До открытия пекинской Олимпиады остался ровно месяц. Однако по мере того, как повышается степень готовности Китая к предстоящим Играм, падают надежды турбизнеса, как российского, так и международного. Грандиозное спортивное событие стало для турфирм скорее помехой, чем стимулом для привлечения туристов.

Готовясь к Олимпиаде, Китай, согласно требованиям МОК, предпринял особые меры по обеспечению безопасности пребывания на своей территории. Многие из этих мер напрямую коснулись туристов, например, изменения визовой процедуры в апреле этого года.

В итоге с момента введения новых правил въезда, по словам Сергея Джан Ши, президента Русско-Китайского клуба, в который входят 9 российских туроператоров, спад на поездки в Китай в мае-июне составил в некоторых туркомпаниях от 50 до 70%.

На это визовое ограничение наложились такие объективные обстоятельства, как землетрясения в провинции Сычуань и вспышка энтеровирусной инфекции в ряде сельских районов страны, правда, практически не посещаемой туристами.

Все это не могло не сказаться на турбизнесе. Большие потери понесли многие турфирмы. Например, в мае-июне в компании "Ист Лайн", по словам Анны Казаковой, начальника подгруппы Юго-Восточной Азии этой компании, турпоток в Китай упал на 50%. Были даже отказы по турам, связанные с теми же причинами.

Как заметил Сергей Назаров, председатель совета директоров компании "Чайна Трэвел", из-за падения турпотока на 40-60% многие турфирмы несут серьезные финансовые убытки, а некоторые даже ушли с китайского рынка.

Все это однако не отменяет сам факт проведения исторических для Китая Олимпийских Игр и огромного интереса к ним. Правда, как отмечают в турфирмах, интерес этот по большей части – чисто спортивный, а туристов, решивших поехать на китайскую Олимпиаду, оказалось гораздо меньше, чем предполагалось.

Причину невысокого спроса на Олимпиаду туроператоры видят не только в уже упоминавшемся ужесточении визового режима, который должен предотвратить проникновение в Китай шпионов и террористов под видом туристов. Многие туроператоры считают, что изначально китайские отели слишком завысили цены, что сделало олимпийский турпакет, и без того недешевый из-за дальнего перелета, просто неподъемным.

В среднем, компании предлагают пакет, в который входят авиаперевозка, виза, трансфер, 10 дней проживания и несколько билетов на спортивные мероприятия, минимум за $5 тыс.

Другая сторона олимпийской медали

У отелей Пекина, на самом деле, нет другого выхода, как снижать цены. По сообщениям Ассоциации туроператоров Европы (ETOA), средняя загрузка отелей в городе в преддверие Игр продолжает снижаться: на сегодняшний день забронировано менее 50% всех 4* и менее 80% 5* отелей Пекина.

По мнению специалистов, это лишний раз подтверждает, что такие крупные события, как Олимпиада, не только не привлекают туристов, а даже их отпугивают. Причем, как выяснилось, страдает даже не столько конкретный город, где проводится мероприятие "планетарного масштаба", а вся страна. Например, Олимпиада проводится в Пекине, а спад потока наблюдается на всех направлениях отдыха в Китае.

Кстати, с такой же проблемой столкнулись в свое время австралийцы и греки, организаторы летних Олимпийских Игр соответственно 2000 и 2004 годов. Туристический сезон в обеих странах был фактически сорван в год проведения Игр. Иностранные туристы, будто сговорившись, проигнорировали и Австралию, и Грецию.

По данным ETOA, у большинства туристов из самых разных стран Олимпийские Игры ассоциируются в первую очередь с толпами народа, необоснованно завышенными ценами, а главное, беспокойством и беспорядком. Олимпийские Игры или подготовка к ним – не повод для путешествий.

Анализируя опыт стран-организаторов Олимпийских Игр последних лет, эксперты туристического рынка пришли к неутешительному выводу: что спорту польза, то туризму – смерть. Турбизнес Греции, например, по данным ETOA, проиграл своим ближайшим конкурентам – Турции и Хорватии — не только сезон-2004, когда проводились Игры, но и пару последующих.

Считается, что заметное, почти в 20%, отставание Греции от Турции по росту иностранного турпотока все последние 4 года – это в чистом виде последствия Олимпиады. Греция была вынуждена сосредоточиться на организации Олимпиады, туризм отошел на второй план, а конкуренты, воспользовавшись этим шансом, укрепили свои позиции в регионе.

Опыт проведения футбольного чемпионата мира в Германии, и совсем недавнего Евро-08 в Австрии и Швейцарии показал, что рассчитывать на бум туристов и при проведении спортивных мероприятий меньшего масштаба тоже особо не стоит. За футбольный июнь владельцы отелей Швейцарии и Австрии недосчитались сотен туристов. Во многих городах этих стран, где проходили игры чемпионата, обычно занятые в это время гостиницы пустовали.

В Зальцбурге, например, можно было без особого труда найти номер в отеле любой категории. Вена на время турнира отказалась от проведения многих международных конгрессов, благодаря которым сюда приезжали десятки тысяч иностранных гостей — и проиграла. Большая часть болельщиков приезжала из соседних стран только на конкретные матчи, то есть, не останавливаясь в отелях, не задерживаясь в городе вообще и фактически ничего не покупая.

Основная проблема, как замечает глава Ассоциации туроператоров Европы Том Дженкинс, в завышенных и "нереалистических" ожиданиях городов-организаторов Олимпийских Игр.

"Туризм ничего не получает от проведения крупных международных соревнований такого масштаба. О том, что Игры привлекут дополнительных туристов, любят говорить спонсоры и организаторы, чтобы оправдать свои расходы", — сказал он в одном из интервью английской "Таймс".

Последствия "Гватемальской ночи"

Предстоящая Олимпиада в Сочи, к сожалению, уже укладывается в описанную международными специалистами схему. Олимпийское строительство в городе еще практически не начато, а туристы уже объезжают его стороной, выбирая более спокойные, на их взгляд, Анапу и Геленджик. Радость от "гватемальской ночи", подарившей сочинцам Олимпиаду, постепенно сменяется трезвой оценкой реальных приобретений и потерь.

Пока картина складывается не лучшим образом. Если прошлое лето прошло под знаком почти ажиотажного спроса на отели и пансионаты Большого Сочи, то в этом, по оценкам туроператоров, вперед вырвались Анапа и Геленджика, куда отправится на 60% россиян больше, чем год назад.

"Масштабная реклама олимпийского строительства в Сочи нанесла серьезный удар по туризму в этот город, — сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании "Дельфин" Сергей Ромашкин. — Люди уверены, что здесь полным ходом идет строительство. Оно, во-первых, не началось, во-вторых, будет вестись в Имеретинской долине, которая никогда не был курортной зоной".

Опять же, как и во всех других городах-организаторах Игр, сочинские гостиницы взвинтили и без того высокие цены на проживание, что сделало отдых здесь как минимум в полтора раза дороже, чем на соседних российских курортах.

Не оправдались не только туристические, но и инвестиционные ожидания Сочи. Если еще пару лет назад в Сочи активно рос поток инвесторов, то сейчас он замедлился и начал дрейфовать в сторону опять же соседей по региону.

Как пишет "Интерфакс-Недвижимость", даже те компании, которые уже присутствуют на сочинском рынке или объявили о своих видах на Сочи (о планах по строительству в столице Олимпиады в свое время уже заявили такие крупные компании как "Интеррос", "Базовый элемент", "Юмако", М-Индустрия, Газпром, "Открытые инвестиции", "Интеко", "Ренова", "Система-Галс", MR Group и многие др.), не лишены сомнений относительно своих планов.

Всех их, без исключения, беспокоит вопрос: как получить юридически чистый участок и согласовать проект, если в Сочи пока нет генерального плана развития и пока еще не понятно, какие земли числятся в "олимпийском резерве"? "Новички" тоже бояться входить в Сочи, так как не знают, попадет их участок под олимпийский каток или нет.

В традициях Голливуда

Несмотря на нарисованную грустную картину у олимпийского сценария вполне может быть оптимистический финал. Например, по словам российских туроператоров, поток иностранных туристов в Китай, в том числе россиян, может восстановиться уже осенью и достигнет своего пика в конце декабря, когда традиционно тысячи наших сограждан отправляются на зарубежные курорты.

По их словам, после возвращения к упрощенной визовой схеме сработает эффект отложенного спроса на отдых в Китае. Правда, как полагает Сергей Джан Ша, Китай в этом году будет "прирастать" в основном Уралом и Сибирью, жители центральных регионов страны пока составляют меньшую часть потока.

В любом случае, у каждой страны своя туристическая история и свое будущее. В этом смысле, как ни поучителен "олимпийский" опыт Австралии и Греции, к России он, скорее всего, не применим. Если первым двум не надо особо утверждаться на мировом туристическом рынке, въездной туризм здесь и так на высоте, то нам – крайне необходимо. Вот почему российские специалисты полагают, что положительный эффект от проведения в Сочи зимней Олимпиады пойдет в итоге российскому туризму на пользу, а неудобства и туристические потери сегодняшнего дня восполнятся в дальнесрочной перспективе.