Согласно общемировым тенденциям большинство путешественников, более 57%, – молодые люди. В России этот процент совсем невелик, как и число турфирм, специализирующихся на молодежном отдыхе. "Интерфакс-Туризм" решил выяснить, почему сегодня эта ниша на российском туристическом рынке слабо развита и есть ли у нее перспективы.

Рынок молодежного туризма — самый быстрорастущий в мире. Уже сегодня возраст большинства путешественников — 20-25 лет, и молодых туристов с каждым годом становится все больше. Эксперты связывают это с экономической стабильностью многих государств, в первую очередь, Европы. Как правило, чем выше экономическая стабильность в конкретной стране, тем больший процент молодых жителей этой страны имеют возможность и желание отправляться с экскурсиями в другие государства.

В России молодежный туризм начал развиваться относительно недавно, и число молодых путешественников, как и число предложений именно для них от мировой практики пока далеки. Правда, учитывая существующие темпы развития, перспективы здесь у России очень неплохие. По словам Бориса Самарянова, генерального директора туристической компании STAR Trаvel, специализирующейся на студенческом и молодежном туризме, в 2008 году за границу по студенческой визе отправится как минимум 150 тыс человек, что на 25% больше, чем год назад.

Для владельцев международного студенческого удостоверения – ISIC (International Student Identity Card), являющейся наиболее распространенным удостоверением личности студента, действуют дополнительные скидки. Обладателями ISIC являются около 92% студентов в мире, и в числе участников специальной дисконтной программы для студентов — ведущие авиаперевозчики планеты, торговые и развлекательные сети, интернет-клубы, бары, кафе, рестораны как различных стран мира, так и России.

Как сказал "Интерфаксу" Б.Самарянов, для студентов в компании действует скидка на авиабилеты "Аэрофлота", которая может составлять от 5% до 40% в зависимости от маршрута.

"Воспользовавшись этой картой во время путешествия за рубежом, российские студенты могут приобрести в STAR Travel экскурсию по Парижу, воспроизводящие маршруты романа Дэна Брауна "Код Да Винчи" всего в $33, ночной тур по Риму — за $19", — сказал собеседник.

Студенты могут также выбрать размещение из огромного списка не только ведущих гостиниц, но и скромных гостиниц, студенческих общежитий, хостелов по всему миру. В результате молодые люди смогут планировать в полном соответствии со своими финансовыми возможностями. Так, если номер со всеми удобствами в гостинице на реке Влтаве в Праге обойдется в $50 за ночь, то в хостеле рядом со Староместской площадью в этом же городе – всего в 22$.

Трудная работа

По словам Татьяны Зотовой, генерального директора турфирмы "Лабиринт", ниша молодежного туризма сегодня очень интересна для российских туроператоров в первую очередь, благодаря огромному желанию путешествовать у молодых и их растущим финансовым возможностям.

Тем не менее именно студенческим туризмом в России занимаются единицы, а в основном турфирмы предлагают специальные молодежные туры. Причина такого положения в том, как считает Т.Зотова, что создать туристический продукт для молодых очень нелегко.

"Организуя отдых для молодых людей, надо в первую очередь исходить из того, что студенты не готовы платить много. Правда, хотя они и готовы экономить на всем, начиная с проживания и кончая питанием и дорогой, то на развлечения денег не жалеют", — говорит собеседница.

"Одно дело — сформировать универсальный пляжный или экскурсионный тур, забронировав билет в неплохой авиакомпании и номер в популярном отеле, и совсем другое — найти к этому хорошую образовательную и развлекательную программу, причем, за разумные деньги", — сказала Т.Зотова.

По ее словам, 25 -30% клиентов ее компании — молодые люди, но только 1-2% из них компания готова предложить специальные студенческие программы.

"Сейчас в основном мы формируем для молодых специальные образовательные туры в Грецию, Финляндию, и Швецию", — сказала Т.Зотова.

"Как правило, в таких поездках мы знакомим их с интересными людьми, — капитанами, директорами крупных гостиниц — заранее договариваемся с компаньонами о том, что в такое-то время будем организовывать студенческий тур, и вместе формируем программу по специальным ценам", — говорит она.

Так, тур в одну из скандинавских стран обойдется студенту в 300 евро, в Грецию – 700 евро.

"К сожалению, еженедельно комплектовать такие туры мы не можем, — за лето формируем не больше 4 предложений", — уточнила собеседница.

Учиться и еще раз учиться

По словам Б.Самарянова, российская молодежь проявляет все больший интерес к образовательным турам. "Можно даже говорить о скачке популярности образовательного туризма, — заметил собеседник. – Россия сейчас занимает 9 место в мировом рейтинге образовательного туризма, хотя в 2004 году у нее было лишь 15-е место".

По его словам, "полезный отдых" в России выбирает до 70 % школьников и их родителей, 25% студентов и только 5% соотечественников в возрасте старше 25 лет.

"Самый востребованным иностранным языком, который едут изучать российские граждане остается английский, его стремятся выучить до 80 % молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в Великобритании, 20% — на Мальте, и 10% — в США", — сказал он.

При этом, как сказал Б.Самарянов, иностранный язык можно изучать параллельно с профессиональными футбольными тренировками под руководством тренеров "Челси", например, в лондонской школе TWIN и в Футбольной академии Дэвида Бэкхема. Нередко учебу совмещают с занятиями серфингом и дайвингом на Гавайях в школе Global Village или кулинарными и дизайнерскими курсами и в итальянской школе Linguaviva. Этот список дополняют гольф, теннис, глубоководная рыбалка, танцы на любой вкус (танго в Аргентине, хулу на Гавайях), рисование, литература или гончарное дело.

Понятно, что такое разнообразие стоит денег, которые есть далеко не у всех молодых россиян. Тем не менее, как замечают эксперты, они путешествуют все чаще и активнее.

"Путешествовать молодежь стала больше: это очень модно, престижно, а поскольку учебу современное поколение все чаще сочетает с работой, деньги у молодых людей есть", — полагает Татьяна Авилова, директор корпоративного отдела компании UTE Megapolu.

Летом, во время каникул, популярностью у молодежи, безусловно, пользуются учебные центры на побережьях, такие филиалы есть у многих ведущих мировых школ. Пляжный отдых в сочетании с изучением языка – в это время года одна из самых популярных программ в агентстве STAR Travel, ее выбирает 30-35% студентов и школьников.

Слишком дорогое удовольствие

"Догнать европейцев с их возможностями и интересом к путешествиям российским подросткам очень сложно, — считает Татьяна Ванд, генеральный директор компании "Ванд Интернешнл". — И главное препятствие на этом пути — дороговизна предложений, которая очень настораживает российскую молодежь".

"Молодых интересуют самые низкие цены, гостиницы 2-3*, или, еще лучше, размещение в апартаментах и пансионатах. А тратить свое время и силы на поиск всего самого доступного многие менеджеры не хотят, к тому же комиссия, на которую "живут" турагентства, с таких туров очень невелика, а значит, и стимула большого у менеджеров нет", — говорит она.

Вторая причина, которая тормозит развитие молодежного туризма в России, — визовой режим, которым встречает нашу страну большинство европейских и не только государств.

"Молодые россияне сразу же попадают в группу риска для консульств шенгенских стран. Как минимум половина от всех подающих заявку на визу молодых людей сегодня получают отказы. Молодежь до 25 лет часто остается за границей работать. Неудивительно, что консульства подходят к выдаче виз более чем строго, — сказала Т.Ванд.

Кроме того, рост российского молодежного туризма, по словам Т.Ванд, сильно сдерживает старшее поколение.

"Нынешняя молодежь, с одной стороны, еще сильно зависима от материальных возможностей своих родителей. С другой, до сих пор находится под "колпаком" у старшего поколения, своих родителей, которые хотят и любят контролировать каждый их шаг", — сказала Т.Ванд.

Например, в прошлом году компания "Ванд" привезла на отдых около 60 подростков на отдых в Турцию. Как выяснилось на месте, 6 человек из группы отель по техническим причинам принять не смог. Тогда, как говорит директор компании, мы предложили ребятам аналогичный отель на одни сутки. Они были не против, но вот их родителям настолько не понравилось, что мы якобы разделили компанию, что они написали жалобу в Ростуризм.

"В этом году мы подобные эконом-туры для молодежи организовывать уже не планируем", — добавила Т.Ванд.

"Что касается предпочтений, то у молодежи они почти такие же, как и путешественников повзрослее", считает Т. Ванд.

"Определяющий фактор молодежного туризма — деньги. В зависимости от того, сколько молодой человек готов потратить на отдых, такое направление он и выбирает. Если немного – едет в Прагу, если больше – на Крит или в тусовочные места Испании. Интересы у всех достаточно разные", — говорит она.

Ее прогноз развития молодежного отдыха на российском туристическом рынке не слишком оптимистичен.

"Вряд ли в скором времени что-то существенно изменится. Этого не произойдет до тех пор, пока Запад не будет к нам благосклоннее, а наша молодежь, наоборот, станет менее требовательна к отдыху и будет, как европейские подростки, путешествовать за границей с одними спальными мешками", — сказала она.

По словам Т.Авиловой, российская молодежь меньше путешествует потому, что заграничный вояж для нее всегда обходится дороже, чем западным туристам.

"За один и тот же турпродукт нашим туристам приходится платить гораздо больше, чем представителям западных стран. А у молодежи, как известно, больших денег на отдых нет. Так, недельный отдых на Карибах жителю Европы обойдется в 600-800 евро, тогда как россиянин в 2 раза большую сумму должен отдать за один только перелет. Американец может отдыхать неделю в одном из лучших отелей Доминиканы $360? тогда как наш турист за то же предложение должен заплатить в несколько раз больше", — сказала она.