Почти одновременно с радостью от избрания Сочи столицей Зимних олимпийских Игр 2014 года туроператоров, специализирующихся на организации отдыха в России, начали посещать серьезные опасения за судьбу этого курорта. Не отвернутся ли туристы от Сочи, испугавшись грандиозных преобразований? Не помешает ли стройка отдыхающим? Наконец, насколько в связи с новым статусом города поднимутся цены к будущему сезону?

Отсутствие официальной информации о том, когда и в каких объемах начнется стройка, только усугубляло ситуацию. Вопросов и сейчас больше, чем ответов, однако с главным туроператоры определились: россияне не намерены в этом сезоне отказываться от своего любимого Сочи. Правда, сезон все равно будет непростым, считают специалисты.

Конкретные планы по строительству олимпийских объектов в Сочи должны были быть обнародованы еще в октябре 2007 года. Однако затем эта важная процедура была отложена на май 2008 года. В отсутствие официальной информации будущий курортный сезон стал обрастать всевозможными слухами. Например, о том, что следующим летом билеты на поезд и самолет до Сочи будут продавать только при наличии путевки в пансионат, а сам город перекроют. При этом в печати периодически появлялись сообщения, что город уже сейчас представляет собой сплошную стройку.

Крым – сосед и конкурент

Трудно сказать, "черный" ли это PR или обычная тяга журналистов к жареным темам, но свое дело они сделали. Среди первых откликнувшихся на новый статус Сочи оказались соседи и вечные конкуренты всероссийской здравницы – крымские пансионаты и санатории. Их руководители начали радостно потирать руки, ожидая оттока российских туристов из Большого Сочи в Крым. К тому же прошлогодний сезон оказался для Крыма весьма удачным. Эти два обстоятельства показались крымским здравница достаточными, чтобы поднять цены на отдых в 2008 году в среднем на 15-20%

Это, считают российские туроператоры, не лучшее решение, ведь цены на курортах Краснодарского края тоже выросли в среднем на 20%.

По словам Людмилы Сысойкиной, заместителя генерального директора туркомпании "Солвекс", Крым пользуется среди россиян хорошим спросом, однако последние несколько сезонов ровными назвать трудно.

"Спрос на Крым – это ярко выраженная синусоида. Например, "российский сезон-2005 оказался для Крыма очень удачным, и отели на сезон-2006 резко подняли цены. А год преподнес политические сюрпризы — захват земель крымскими татарами, американские базы. В итоге — сезон провалился. Пытаясь вернуть российских туристов, Крым снижает цены и "получает" удачный сезон-2007. И вот 2008 год – опять эйфория от успехов", — замечает Л.Сысойкина.

По мнению большинства российских операторов, основное достоинство Крыма – лечебная база, а главное — так выгодно отличающие его курорты от курортов Краснодарского края природа и мягкий климат. Все это, как показывает опыт продаж, «работает» только в том случае, если местные курорты выставляют цены ниже сочинских и других курортов Краснодарского края.

Проблема в том, что Крыму не хватает инфраструктуры отдыха, качественного сервиса. "Крым должен быть дешевле. Это вполне оправданно: здесь все еще витает "совковый" дух, от которого так успешно начали избавляться в последнее время российские курорты", — считает Л.Сысойкина.

По словам Елены Баженовой, генерального директора крымской туркомпаниип "Ласпи", уровень отдыха в Крыму действительно пока отстает от ведущих российских курортов, хотя и в Крыму немало высококлассных пансионатов и отелей, например, "Море", "Пальмира Палас", "Крымская Ривьера", "Ореанда", места в которых забронированы надолго вперед.

"Основная претензия к Крыму – людям не на что потратить деньги, нечем заняться в свободное от отдыха время", — говорит собеседница.

Тем не менее, по ее словам, ситуация уже не критическая, так как в Крыму все чаще проводятся всероссийские фестивали, все охотнее сюда едут звезды российской эстрады и деятели культуры, но главное – идет активное строительство наиболее востребованных на российском рынке частных мин-отелей, а также отелей высокого уровня.

"Возможно, Крым и Краснодарский край и дальше будут развиваться разными путями. Сочи движется в сторону индустрии развлечений, как Сингапур, а Крым – в сторону индустрии оздоровления", — заключает собеседница.

Не критичным кажется Е.Баженовой и рост крымских цен. "Да, повышение есть, — говорит эксперт, — но оно полностью в рамках инфляционного процесса, так что я не вижу оснований для спада российского потока в Крым".

Не видит причин для спада потока в Крым и Анатолий Гусев, генеральный директор компании "Ориент". "Для крымских здравниц складывается благоприятная конъюнктура. Повышение цен на 15% оставляет его практически на уровне прошлого года, в то время как кубанские курорты выросли в цене гораздо ощутимее", — сказал он.

По словам Юрия Высоканова, генерального директора компании "Мульти-Тур", цены и вправду вряд ли отпугнут желающих отдохнуть в Крыму.

"У Крыма – свой клиент. Многие просто любят полуостров за природу, красоту, атмосферу, лечебную базу", — говорит он.

Другое дело, считает Ю.Высоканов, что поток туристов из России в Крым мог бы быть гораздо больше, если бы гостиницы здесь обновлялись быстрее, а в наших взаимоотношениях с Украиной поубавилось острых политических мотивов, которые иногда создают напряженность на пустом месте.

"Например, многие наши туристы не знают до сих пор, что для поездки в Крым необязательно иметь загранпаспорт. Кого-то пугают возможные проблемы на границе, кто-то не хочет "заморачиваться" с обменом денег, кто-то опасается антирусских настроений", — заметил собеседник.

Чуда не будет

Большинство туроператоров уверены, что какую-то часть сочинского потока Крым в этом году безусловно оттянет на себя. Но чуда не будет. Надежды крымчан на то, что стройка к Олимпиаде существенно изменит расстановку сил на рынке и перенаправит поток россиян из Сочи в Крым, вряд ли сбудутся, ведь до полномасштабного строительства в Сочи, по крайней мере, в этом сезоне дело точно не дойдет. Зато Крым сейчас застраивается активно, к тому же проблемы с загрязнением Керченского пролива могут набрать силу по мере приближения весны, разлива вод и т.д..

Скорее всего, считают операторы, сезон пройдет на уровне прошлогоднего. Сами крымские власти рассчитывают, что в 2008 году количество отдыхающих на полуострове увеличится по сравнению с 2007 минимум на 3%. В прошлом году в Крыму, согласно официальным данным Министерства по туризму, отдохнуло примерно 2 млн россиян, а всего туристов в местных здравницах побывало 5 млн 728 тыс, что на 12% больше, чем в 2006 году.

Ежегодный рост российского потока в последние годы составляет от 30 до 50%. Тем не менее, как сказала Е.Баженова, пятнадцать лет назад их было почти в 2,5 раза больше, чем сейчас.

Существенно изменилась и доля россиян в структуре отдыхающих в Крыму: теперь они составляет лишь около 40% от общего числа принимаемых полуостровом туристов. В 1992 году этот показатель составлял 95%. Зато увеличилось количество туристов из стран Балтии, Казахстана, Молдовы.

Стройка, пробки, цены

Популярность Краснодарского края, а особенно Сочи, в последние годы растет как на дрожжах, хотя цены в местных отелях и здравницах давно перешагнули рамки разумного.

По мнению туроператоров, есть две основополагающие причины, по которым россияне ездили, ездят и будут ездить отдыхать на курорты Краснодарского края, несмотря на ценовую конкуренцию со стороны не только и не столько Крыма, но прежде всего Турции и Египта.

Первая – невероятный комфорт от пребывания "дома", когда все понятно и предсказуемо. Причем это — аргумент не только тех, кто отдыхает исключительно на родине, но и тех, кто поездил, посмотрел и признал, что психологический комфорт им дороже заграничных красот. Вторая причина – улучшение сервиса на наших курортах, а главное наличие здесь качественной лечебной базы, одного из лучших наследий советской эпохи, усовершенствованного в соответствии с современными требованиями.

"Не просто отдыхать, а поправлять здоровье по-прежнему лучше и выгоднее именно на российских курортах", — убеждена Л.Сысойкина.

И все же, несмотря на нежную любовь россиян к Краснодарскому краю и Сочи, у туроператоров были серьезные основания опасаться за летний сезон-2008: олимпийская шумиха, стройка, вечные пробки на главной дороге Большого Сочи.

"Мы, конечно, серьезно поволновались перед этим сезоном. Мы – активно растущая компания, постоянно увеличиваем свои объемы и квоты на этом направлении, но в создавшихся условиях запланировать сезон-2008 было непросто", — сказала "ИФ-Туризм" Елена Савченко, курирующая это направление в компании "Роза ветров".

В итоге "Роза ветров" увеличила свои квоты по Краснодарскому краю почти на 40%, причем в некоторых гостиницах и санаториях — почти вдвое.

Но самая большая головная боль для туроператоров – конечно, цены. В отличие от предыдущих лет, когда цены на краснодарские отели становились известны уже к январю, в этом году средства размещения тянули с определением своих тарифов до самого последнего момента.

В итоге последние договоры туроператоры подписывали уже после главных весенних туристических выставок. По словам Е.Савченко, отели подорожали, в среднем, на 15-20%.

"Это лишь средняя цифра. Некоторые отели, особенно частные, выросли в цене почти вдвое. При этом другие – вообще не увеличивали цены", — сказала собеседница.

Его величество спрос

На самом деле у такого маловразумительного поведения владельцев и руководителей отелей есть объяснение. С одной стороны, находясь во власти олимпийской эйфории, они страдают завышенными ожиданиями, с другой – их мучают вполне реальные опасения, что туристы проигнорируют летний отдых в Краснодарском крае. По той же самой, "олимпийской" причине.

Судя про первым продажам на лето, и то, и другое обстоятельство вполне имеют право на жизнь. Так, по словам Л.Сысойкиной, туры в Краснодарский край продаются в целом активно, чего не скажешь об отдельных курортах региона.

"Если рост продаж по Сочи по итогам марта-апреля составил 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, то продажи по Анапе и Геленджику подскочили сразу на 140%", — констатировала собеседница.

Это значит, что предстоящая стройка все-таки напугала россиян, и они предпочли соседние курорты края, благо в них также постоянно совершенствуется инфраструктура и строятся отели, соответствующие возросшим требованиям наших туристов.

Тем не менее, считает Е.Савченко, пока рано говорить о том, что россияне потеряли интерес к Сочи.

"По структуре продаж за последние месяцы нельзя сказать, что спрос на Сочи упал. Курорт продается так же хорошо, как и год назад. Просто сейчас Анапа и Геленджик стали пользоваться повышенным спросом. Как реально будут складываться дела на этом направлении, покажет май-июнь", — полагает Е.Савченко.

Сезон, по мнению собеседницы, в любом случае будет успешным, потому что до осени никакого мощного строительства в регионе вестись не будет, и все туристы хорошо об этом информированы.

Л.Сысойкина насчет всего сочинского сезона не столь оптимистична. Скорее всего, считает она, никаких проблем не будет только у самых популярных, брендовых отелей и санаториев, которые при любой ценовой и политической погоде расходятся в первую очередь.

"Кого-то смущают растущие пробки на дорогах Сочи, а вот санаторий им. Фрунзе в самом центре города или клуб "Прометей" в Лазаревском, проезд к которым легким не назовешь, уже все проданы до последнего номера чуть ли не на сезон вперед", — резюмирует собеседница.