В конце января власти Китая рекомендовали туроператорам остановить продажи туров за рубеж. Китайские и зарубежные авиакомпании начали отменять рейсы в КНР из-за снижения загрузки и опасений, связанных с распространением коронавируса. Многие страны сами закрыли въезд для китайских туристов для предотвращения эпидемии.

В мире уже начали подсчитывать убытки от неприезда китайских туристов, которые во многих странах, в том числе, России являются наиболее многочисленной иностранной клиентурой.

150 миллионов туристов

По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2018 году по всему миру путешествовали 149,7 млн китайских туристов. До 2020 года это был самый быстрорастущий рынок выездного туризма, за несколько лет китайцы опередили даже таких фанатов путешествий как немцы (108,5 млн) и американцы (92,6 млн). Сочетание огромного населения (в 2020 году оно составляет почти 1,4 млрд) и быстрого экономического роста привели к тому, что за последние 10 лет число поездок китайских туристов за рубеж выросло более чем в три раза.

Туристы из Китая стали ведущим рынком для многих стран мира и особенно соседних азиатских. Так, в Японии на них приходится до 30% иностранного потока, в Таиланде и Вьетнаме – более 25%. Значимую часть турпотока китайцы составляют в Гонконге, Камбодже, Сингапуре, Индонезии, Малайзии. В Европе самые популярные направления их путешествий – Франция, Италия, Великобритания, Испания, Германия, Россия, а самые популярные города — Париж, Амстердам, Лондон и Рим.

Туристы из Китая тратят во время зарубежных поездок больше денег, чем представители других национальностей. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), уже в 2012 году они обогнали по этому показателю американцев и немцев. В 2018 году китайцы потратили за рубежом более $277 млрд, а расходы на человека составили $1850 за поездку.

Кто и что теряет

В Японии траты китайских туристов составляют 40% от общего объема трат иностранных гостей, причем чаще всего они покупают электронику, одежду, в том числе люксовых брендов, косметику. В продажах косметики иностранным туристам китайская доля составляет 90%. Акции крупнейшего косметического бренда Японии Shiseido и компании по производству одежды Uniqlo упали на новостях о распространении коронавируса. Потери туристического бизнеса страны от эпидемии коронавируса могут достигнуть $1,8 млрд.

Деньги, оставляемые в стране китайскими туристами, критически важны и для экономики Таиланда, который в связи с этим мне стал закрывать для них въезд после начала эпидемии коронавируса, как это сделали многие другие страны. В период празднования китайского Нового года в январе 2020 Таиланд потерял 200 тысяч или 58% китайских туристов из-за эпидемии коронавируса, из-за чего экономика страны недополучила почти в $300 млн. Популярные пляжи Пхукета и Краби опустели, многие гиды и другие занятые в сфере туризма лишились работы. Министр финансов Таиланда уже заявил, что прогноз экономического роста по итогам 2020 года может быть снижен с прогнозировавшихся 3,3% до 2,8%.

Ассоциация отелей и ресторанов Индонезии сообщила об аннуляции 40 тыс. броней в отелях Бали с момента, когда информация о коронавирусе начала широко распространяться СМИ. В год страну посещают более 2 млн китайских туристов. Из-за остановки поездок турбизнес острова может потерять в 2020 году около $4 млн. Правительство пытается лоббировать открытие дополнительных рейсов из стран, не затронутых коронавирусом, чтобы привлечь больше иностранных туристов.

Власти Сингапура заявили, что островное государство теряет около 18-20 тыс. туристов в день, и показатель может продолжить падать, если ситуация с коронавирусом будет развиваться. Примерно 20% от общего числа туристов в Сингапуре приходится на Китай. Страна обеспечивает самый высокий приток туристов в город-государство.

В России китайские граждане занимают первое место по численности среди иностранных путешественников, в прошлом году они совершили 1,2 млн поездок с туристическими целями только по каналу безвизовых обменов. Но пока непонятно, как вирус отразится на отрасли, так как период до апреля-мая – низкий сезон для российского рынка. Все эксперты сходятся на том, что будущий объем потерь полностью зависит от того, как долго продлится эпидемия вируса. Если ее удастся погасить до апреля, летний сезон может пройти в обычном режиме, и особых убытков не будет. Если коронавирус продолжит свое шествие по миру дольше, убытки могут достигнуть сотен миллионов долларов.

Отмены авиарейсов и круизов

Бизнес авиа- и круизных компаний также серьезно страдает от эпидемии. Крупнейшие перевозчики мира отменили около 25 тыс. рейсов на самых популярных и загруженных направлениях, что приводит к серьезным убыткам. Круизные компании отменяют круизы из материкового Китая и других стран региона, на которых было много китайских пассажиров. Всем им приходится возвращать деньги клиентам. Кроме того, некоторые круизные компании отказывают в посадке на борт туристам из Китая, возвращая при этом им все средства за круиз.

Компания Princess Cruises вынуждена держать свой лайнер Dimond на карантине в порту японской Иокогамы, так как на борту были обнаружены случаи заражения. К 11 февраля число заболевших превысило 174 человек.

Казино Макао, большинство игроков в которых составляют обычно жители материкового Китая, закрыты на две недели по просьбе властей, чтобы избежать распространения вируса. Компания-оператор казино Wynn Resorts заявила, что каждый день теряет до $2,6 из-за простоя своих игорных заведений.

Сравнения с SARS

Многие эксперты вспоминают ситуацию с эпидемией острого респираторного синдрома или, как его чаще называли, атипичной пневмонии (SARS) в азиатских странах в 2002-2003 годах. Как и сейчас, эпидемия пневмонии, вызываемой штаммом коронавируса, началась в Китае и распространилась на соседние страны – Вьетнам, Гонконг, Сингапур. Она также имела огромное влияние на экономику азиатских стран. Вклад в ВВП туристской отрасли Сингапура и Гонконга сократился более чем на 40%, Китая – на 25%, Вьетнама – на 15%. Были сокращены около трех миллионов рабочих мест. При этом в Китае кризис продлился полгода, в Гонконге и Сингапуре – четыре месяца, во Вьетнаме – три месяца. В Малайзии в 2003 году доходы от туризма снизилась на 17%. До истории с эпидемией коронавируса Всемирный совет по туризму и экскурсиям называл эпидемию SARS наиболее серьезным потрясением для мирового туризма за последние десятилетия.