Аналитика

9.04.2008 20:13

Круизный рынок Петербурга ожидает конкуренция

Серьезную конкуренцию Петербургу на круизном рынке в перспективе составит Сочи, а также ряд портов в Азии...

Несмотря на уверенные позиции Петербурга на круизном рынке Балтики, городу вряд ли стоит почивать на лаврах. Немалую конкуренцию ему скоро может составить не только "овеянный" Олимпийскими кольцами Сочи, но и перспективные порты других стран.

Новое морское лицо Петербурга

Новый пассажирский терминал "Морской фасад" в Петербурге планирует открыть два первых причала в сентябре 2008г., а со следующего года принимать уже треть всех судозаходов, совершаемых круизными лайнерами в Петербург. Власти города и администрация "Морского фасада" ведут переговоры с международной группой Carnival Corporation о том, чтобы ее лайнер первым пересек акваторию нового порта. Между тем, круизное будущее Санкт-Петербурга не столь безоблачно, как может показаться.

Морской круизный туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Если в 1995 году количество круизных пассажиров в мире составляло 6 млн., то уже к 1997 году их число возросло до 8,3 млн., а в 2004 достигло 13,7 млн. человек. К 2010 году ожидается, что число туристов-круизников может превысить 17 млн. человек.

Бурное развитие круизного бизнеса в Петербурге началось с 2000 года. С 2000 по 2005 гг. число туристов, посетивших город на круизных судах, более чем удвоилось (см. Таб.1). Петербург (с удельным весом в 16%) лидирует во всем Балтийском регионе по числу принимаемых круизов, обходя Таллинн (15%), Копенгаген (13%), Стокгольм (12%) и Хельсинки (12%).

Благоприятным фактором для Петербурга стало то обстоятельство, что в город заходят суда почти всех крупнейших круизных компаний мира. Среди них — Royal Caribbean International, Princess Cruises, Norwegian Cruise Line, Holland America Line, MSC Cruises, Cunard Line и др.).

Между тем, в последнее время в развитии круизного бизнеса в городе наметилась определенная стагнация.

По данным компании Inflot Worldwide, общее число обслуженных туристов-круизников в 2006г. сократилось по сравнению с сезоном 2005г. на 4,4%. В 2007г. произошло новое снижение: на 8,4% снизилось число судозаходов и на 2,0% количество круизных туристов.

Сегодня круизные суда в Петербурге бросают якорь либо у Морского вокзала на Васильевском острове, либо швартуются прямо у набережных на Неве, либо уходят в Торговый порт. Нет единого места, подходящего, устраивающего и вмещающего все круизные суда.

Строительство морского пассажирского терминала "Морской фасад" началось в 2006г. и должно завершиться в 2012-м. Новый терминал будет принимать круизные и паромные суда длиной до 311 м и осадкой до 11 м. Длина новых подходных каналов — 10 км, глубина каналов и акватории — 11 м. Длина причальной стенки — 2108 м. Расчетный пассажиропоток — 12 тыс. человек в день.

Крупные мировые круизные компании формируют свое расписание на перспективу как минимум в полтора-два года, и сейчас уже многие операторы круизов сделали заявки не только на 2009г, но и на 2010-й.

Что касается текущей динамики, то у многих круизных операторов она носит по Петербургу растущий характер, но не у всех.

"В 2007-м году наши лайнеры побывали в порту Петербурга 12 раз (в 2006г. – 13 раз). Это было судно Star Princess с 2600 туристов на борту. Таким образом, в общей сложности на наших судах в Петербурге побывало около 31 200 туристов. – рассказывает Сюзанна Феррал, сотрудник PR-департамента компании Princess Cruises. — На 2008г. запланировано 12 заходов в Петербург круизного судна Crown Princess с 3070 пассажирами, а также 8 заходов Royal Princess с 710 пассажирами. В общем итоге это будет означать, что около 42 520 наших клиентов посетят Петербург этим летом".

В свою очередь, менеджер по связям с общественностью компании Seabourn Cruises Брюс Гуд рассказала, что в 2005 году у компании было три захода в Петербург. "В городе побывало 564 наших пассажиров. В 2006 году число заходов возросло до 4, а число пассажиров — до 793. В 2007г. заходов было также 4 , а туристов- 808s. На 2008г. у нас запланировано 5 заходов в Петербург, на каждом судне будет примерно по 200-204 клиента", — сообщила Б.Гуд.

По словам PR-менеджера Regent Seven Seas Cruises Эндрю Пултон, в 2005 году корабли компании бросали якорь в порту Петербурга 11 раз, позволив побывать в городе 7396 пассажирам. "В 2006 году два наших судна заходили в Петербург в общей сложности 16 раз, привезя в город 9298 туристов. В 2007г. у нас было 8 заходов в Петербург судна Seven Seas Voyager. Оно доставило в Петербург в общей сложности 5265 туристов. На 2008г. у нас запланировано 6 заходов в город, а число туристов составит около 4000", — прокомментировала Э.Пултон.

Сочи набирает обороты

Несмотря на уверенные позиции Петербурга на круизном рынке Балтики, городу вряд ли стоит почивать на лаврах. Определенную конкуренцию городу со временем может составить "овеянный" Олимпийскими кольцами Сочи.

В начале апреля в морской порт Сочи уже зашло первое в этом году круизное судно — двенадцатипалубный лайнер "Амстердам" под голландским флагом. На его борту находилось две тысячи туристов.

В 2007 году морской порт Сочи принял 34 круизных лайнера. По сообщению администрации порта, в круизном сезоне планируется принять не меньше 40 судов. Но не все из них из-за больших размеров смогут зайти в акваторию порта, поэтому на берег туристов придется доставлять на шлюпках.

Между тем, в 2009г. в Сочи на месте действующего морского порта начнется строительство центра международных пассажирских и круизных перевозок с тем, чтобы он был готов к 2014г.

"Мы предлагаем нашим туристам круизы по Черному морю, — говорит Сюзанна Феррал. – В этом году у нас запланированы два захода в Сочи — 7 июля и 17 сентября.

"В нашем расписании значится два круиза по Черному морю в 2008г.", — добавляет Эндрю Пултон.

"Хотя в 2008г. у нас имеются круизы по Черному морю, но без заходы в российские порты, — комментирует Брюс Гуд. – Однако в 2009г. наш новый корабль Seabourn Odyssey (450 пассажиров) дважды зайдет в порт Сочи".

Усиливается и глобальная конкуренция за круизных туристов на международных рынках. Намерен удвоить свои круизные мощности и стать крупнейшим круизным центром Азии Сингапур, создав условия для приема крупнейших круизных судов мира.

К 2010г. два новых причала в международном круизном центре Сингапура смогут принимать самые крупные суда, в том числе ожидаемое новое судно от Royal Caribbean Cruise Lines класса Genesis на 5400 пассажиров. Новые причалы дополнят два имеющихся в круизном центре Сингапура. К 2015г. Сингапур рассчитывает принимать 1,6 млн. круизных туристов. В 2007г. число туристов-круизников в городе составило 943 тыс. (т.е. в 3 раза больше, чем в Петербурге).

Целый ряд круизных компаний, такие, как Star Cruises, Royal Caribbean International, Costa Cruises, P&O, Princess, Silversea сделали Сингапур базовым портом для размещения своих судов. Кроме того, в этом году в Сингапур зайдут лайнеры Cunard (в том числе Queen Victoria), Oceania, Holland America Line, Crystal Cruises.

Морские порты Азии не дремлют

Набирает обороты и круизный терминал в Дубае, открывшийся в 2001г. У стенок его 335-метрового причала могут одновременно пришвартоваться два корабля. По оценке Департамента Коммерческой Маркетинга Правительства Дубая, в сезоне 2007-2008 годов Дубай посетят более 200 тыс. круизных туристов.

Один из крупнейших европейских круизных операторов Сosta Cruises уже в течение двух лет использует Дубай как региональный круизный центр, задействуя два лайнера и предлагая шесть 7-дневных круизов по ОАЭ, Персидскому заливу и Ближневосточному региону. Среди портов захода судов – Дубай, Маскат, Фуджейра, Абу-Даби и Бахрейн.

Между тем, не в пользу Петербурга говорит и то, что в силу сезонного фактора город остается единственным портом на Балтике, где с 1995 года отсутствует круглогодичный круизный туризм. Таким образом, Петербург заведомо находится в менее выигрышной ситуации по сравнению с глобальными конкурентами и может бороться за лидерство только на локальном Балтийском рынке.

Как показывают данные компании Inflot Worldwide, по-прежнему четверть всех круизных гостей Петербурга составляют американцы (см. Таб. 2.), несмотря на снижение их числа на 13% в сезоне 2007г. Это соответствует мировой тенденции – по крайней мере, в ближайшие пять лет американцы останутся во всем мире главными потребителями круизного отдыха.

Второе и третье места уверенно занимают круизники из Великобритании и Германии, хотя и на их долю выпал некоторый спад на рынке Петербурга. С другой стороны, продолжился рост числа круизных туристов из Италии. И вновь вернул свои позиции в 2007г. круизный рынок Франции. Впрочем, в перспективе на пятое место по поставке круизных туристов в Петербург может выйти Испания.

Таб.1 Количество судозаходов морских круизных судов в порт Петербург и число принятых пассажиров

Год

Кол-во судозаходы

Кол-во пассажиров

(тыс. чел)

2000

233

148

2001

221

165

2002

212

143

2003

263

203

2004*

325

255

2005*

398

319

2006

299

305 (-4,4%)

2007

274 (-8,4%)

299 (-2,0%)

* Сведения за 2004-2005 годы включают в себя данные не только по круизным судам, но и по грузо-пассажирскому парому FinnJet.

Источник: Inflot Worldwide

Таб.2 Страны-поставщики круизных туристов в Петербург — 2006г.

Страна

2005

2006

2007

Число

Удельный вес (%)

Число

Удельный вес (%)

Число

Удельный вес (%)

США

82 144

27.4

86 448 (+5.2%)

28.3

75 042 (- 13,2%)

25,1

Великобритания

52 972

17.7

58 910 (+11.2%)

19.3

55 046 (- 6,6%)

18,4

Германия

42 698

14.3

54 752 (+28.2%)

17.9

52 116 (- 4,8%)

17,4

Италия

16 980

5.7

20 922 (+23.2%)

6.8

22 443 ( + 6,9%)

7,5

Франция

6 508

2.2

4 670 (- 28.2%)

1.5

6 840 (+ 46,5%)

2,3

Другие

72 616

24.2

79 247 (+ 9.1%)

25.9

87 801 ( + 10,8%)

29,3

Источник: Inflot Worldwide

Материалы по теме