Между тем благосостояние россиян растет, растет число отдыхающих и путешествующих, в том числе и тех, кто делает это с помощью турфирм. Главная цель аналитического исследования, предпринятого совместными усилиями портала "Интерфакс-Туризм" и газеты "Туринфо", состоит в том, чтобы определить реальные потоки именно туристов, а значит получить представление о реальных объемах этого рынка.

Учитывая масштаб задачи, мы на первых порах решили ограничиться анализом ситуации на самых массовых направлениях отдыха наших граждан – Черноморском побережье России, а также Турции, Египту, Италии, Испании и Греции. Проделанная работа позволила нам определить не только туристические объемы на этих направлениях, но и назвать туроператоров-лидеров по каждому из них. Лидером среди туроператоров, специализирующихся на организации отдыха в Краснодарском крае, стала компания «РВБ-Алеан», отправившая за апрель-сентябрь 118 тыс. туристов, по Турции и Египту — «Тез Тур» (соответственно, 600 тыс. и 180 тыс.), по Испании – «Натали Турс» (100 тыс.), по Италии — «ПАК Групп» (29,5 тыс.), по Греции – «Музенидис Трэвел» (62,4 тыс.).

Что взято за основу

Для того, чтобы получить максимально близкую к действительности картину, были опрошены сразу несколько ведомств, в обязанности которых входит сбор данных на различных этапах "движения" туриста к отдыху. Это — посольства, представительства министерств по туризму зарубежных государств в России, а также туристические администрации российских регионов, операторы, авиакомпании и аэропорты практически во всех городах, откуда вылетают регулярные и чартерные рейсы на курорты перечисленных стран.

В основу исследования легли данные аэропортов в 20 городах России, 15 основных авиакомпаний, а также более 80 туроператоров по представленным направлениям отдыха (см. таблицы ниже).

С одной стороны, данные нашего исследования опровергают бытующее мнение о том, что на отдых за рубеж выезжает больше россиян, чем на собственные курорты. Как выяснилось, летом Краснодарский край однозначно лидирует в списке пляжных предпочтений наших граждан. С другой стороны, лишь пятая часть всех отдохнувших за апрель-октябрь на Черноморском побережье России воспользовалась услугами турфирм, что говорит об огромном потенциале этого рынка.

Тем не менее, было бы некорректно говорить об общем потоке по всем направлениям, поскольку определенная часть клиентов ездит отдыхать несколько раз за лето. Правильнее говорить о количестве проданных операторами турпакетов. По нашим данным, общий объем реализованных турпакетов на исследуемых направлениях составил 4,1 млн. Эта цифра получается после корректировки официальных данных администрации Краснодарского края, которые, судя по оценкам туроператоров, представляется несколько завышенными.

Большой интерес представляют полученные в ходе исследования данные по количеству туристов, вылетевших на отдых за рубеж из ведущих аэропортов России. По ним видно, что подавляющая часть выездного потока – до двух третей от общего объема – по-прежнему приходится на Москву. С другой стороны, все отчетливее видны признаки нарастающей децентрализации потоков — россияне теперь могут вылететь за рубеж не только из двух столиц, а также городов-милионников, но и из городов второго эшелона – Саратова, Барнаула.

Так, например, прошедший летний сезон для Барнаула, по словам Виталия Наумова, директора Регионального информационно-аналитического центра STI, оказался беспрецедентным по количеству реализованных чартерных программ.

"В течение лета-2007 сразу три авиакомпании выполняли прямые рейсы из этого краевого центра на анталийское побережье Турции, "отняв" тем самым часть туристов у своего "большого соседа" – Новосибирска. Одновременно примерно на 35% вырос прямой чартерный поток из столицы Кузбасса – Кемерово. А это значит, что туристский поток внутри сибирского региона перераспределяется, и у людей появляется все больше возможностей лететь на отдых прямыми рейсами из своего родного города", — сказал. В.Наумов.

Черноморское побережье

По данным туристической администрации Краснодарского края, летом 2007 года на курортах Черноморского побережья отдохнуло 12 млн человек. Между тем, если взять во внимание количество мест в отелях и в частном секторе, эта цифра оказывается серьезно завышенной.

Операторы по Черноморскому побережью и администрация края сходятся в одном: основная загрузка приходится на летние месяцы и сентябрь, т.е. практически весь поток распределяется на 120 дней, спрос в апреле и октябре составляет не более 3% от общего потока. Если поделить весь поток (с небольшой погрешностью — количество туристов, приезжающие в апреле и октябре) на количество дней, получаем, что каждый день на Черноморском побережье должно было быть от 80 до 100 тыс. человек.

То есть, при средней продолжительности отдыха в две недели на местных курортах одновременно могут отдыхать примерно 83 тыс. человек в день. Правда, если взять за основу отдых в течение одной недели, цифра может получиться больше — 580 тыс. Однако россияне крайне редко отдыхают лишь одну неделю. Подсчитав рейсы и поезда, прибывающие в Сочи и Анапу, становится очевидно, что такому количеству отдыхающих просто неоткуда взяться.

Прошлым летом ежедневно в Сочи летало 23 рейса, в Анапу — 15. Это 38 рейсов по 150 человек — 57 тыс. Предположим, что еще 5 тыс. человек приезжали ежедневно на поездах и 5 тыс. на машинах. Даже если допустить, что все рейсы и поезда были загружены на 100%, это фантастические показатели: получается 67 тыс. человек в день. Такого количества мест на курортах физически нет. Но даже если допустить, что все-таки так оно и было, то получаем, что за 4 месяца на Черноморском побережье отдохнуло не более 8 млн человек. Однако, по нашим данным, и эта цифра нам представляется завышенной. Исходя из количества мест на курортах и данным загрузки, число туристов, отдохнувших на курортах Краснодарского края, не превышает 5 млн человек.

По мнению экспертов, около 15% (в среднем 750 тыс. человек) от общего числа отдыхающих на юге России отправлено операторами. "Количество туристов в Краснодарском крае, воспользовавшихся услугами турфирм, я бы оценил примерно в 1 млн. человек", — сказал Илья Клубникин, коммерческий директор компании "РВБ –Алеан". Сергей Ромашкин, генеральный директор компании "Дельфин", оценивает "вклад" турфирм гораздо скромнее.

«Я бы оценил годовые объемы лидеров по Краснодарскому краю — компаний «Алеан», «Ориент» и «Дельфин» — в 70-100 тыс. туристов в год", — сказал С.Ромашкин.

По его словам, примерные объемы операторов «второго эшелона»: «Астравела» и «Розы ветров» составляют в 50-60 тыс. Объемы «СКО», «Мультитур», «Солвекс», «Авроры-Интур», «СНП» — примерно в 20-40 тыс. человек. "Рынок до сих пор не структурирован, и крупные операторы по общепринятым меркам — вовсе не крупные. С другой стороны, нам есть куда расти", — отметил он.

Сейчас, по различным данным, в турфирмы обращаются ежегодно около 2 млн. человек. Объемы у всех крупных операторов ежегодно растут. В компании "Дельфин", например, рост объемов продаж в 2007 году составил 80%. Объемы компании "Роза ветров", по словам Елены Воеводиной, ее генерального директора, выросли за прошлый год в среднем на 60%. "Правда, к России мы традиционно относим курорты Крыма и Абхазии, где объемы, по нашим оценкам, выросли на 100%", — добавила собеседница.

В первую очередь, считают операторы, потоки по России выросли за счет тех, кто выезжает в отпуск впервые. Такие клиенты выбирают недорогие варианты, а на Черноморском побережье до сих пор можно найти очень экономичные варианты отдыха.

С.Ромашкин полагает также, что часть потока "дают" те, кто отдыхал в Европе, но теперь решил отдыхать в своей стране и по ностальгическим, и по экономическим причинам.

"Чем дороже будет европейская валюта, тем выгоднее будет отдыхать в России. Кроме того, Сочи становится модным курортом — сюда едут посмотреть на будущую столицу Олимпиады», — сказал собеседник.

Турция

Турция на российском туристическом рынке занимает второе место по спросу после Черноморского побережья России. Это — единственное направление, которое лидирует по количеству пассажиров во всех региональных «чартерных» центрах.

Любопытно проанализировать спрос на Турцию в разных городах России (по количеству пассажиров на чартерных рейсах). Из 9 городов, включая Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Уфу, Пермь и т.д., вылетело примерно вдвое меньше туристов, чем только из Домодедово: 413 619 против 806 943. В целом из столичных аэропортов вылетает в 2 раза больше туристов, чем из всех городов страны. Из Домодедово, Внуково и Шереметьево вылетело больше половины всего потока в Турцию (см.таблицу ниже). По мнению экспертов, в регионах есть возможности для увеличения спроса именно на Турцию, чего нельзя сказать о спросе на европейские визовые направления.

Расклад сил среди операторов достаточно предсказуемый. Активность «Пегас Туристик» в регионах позволила оператору занять второе место, опередив более профессиональный (по отзывам агентств) Coral.

Египет

В прошлом году в Египте побывало1,5 млн российских туристов. При этом в период с апреля по октябрь 2007 года на курортах Красного моря отдохнуло около 650 тыс. человек. К такому выводу мы пришли, пересчитав количество пассажиров на всех чартерных рейсах, вылетавших из 13 аэропортов страны. Видимо, Египту удалось стать действительно круглогодичным направлением: летом продано было всего на 7% меньше пакетов, чем зимой.

С определением лидеров среди операторов возникли некоторые сложности. Сопоставляя цифры, мы смогли выяснить лидеров по итогам всего года. Объемы спроса на летний Египет подсчитаны приблизительно — по загрузке каждого рейса. При этом, в начале исследуемого периода (апрель, май, июнь) по количеству туристов на второе место выходил «Мостравел». Однако, благодаря региональной политике и, возможно, ассортименту отелей, по итогам всего периода «Пегасу» удалось обойти «Мостравел» и отодвинуть его на третье место.

Испания

В отличие от безвизовых Турции и Египта, поток на европейские страны можно посчитать по количеству выданных виз. Испания, естественно, не исключение. Однако пассажиров на рейсах в Испанию оказалось на 200 тыс. человек больше. По мнению экспертов, такое расхождение связано с тем, что многие туристы имеют многократные шенгенские визы, и им не надо было обращаться за визой в консульство Испании. Кроме того, в эту страну через Россию летают также граждане стран СНГ. Спрос на отдых в этой стране распределился в следующем соотношении: Москва поставляет 90% туристов, на втором месте с большим отрывом — Петербург: 219 202 туристов из столицы, 48 495 — из Питера.

Положение операторов в таблице лидеров не принесло никаких сюрпризов. Без малого 50% рынка держит «Натали Турс». Без особого преувеличения можно сказать, что объем спроса на испанские курорты по данным «Натали» свидетельствует о спросе в целом на рынке. Первое место занимает Каталония (Коста Брава) — 64 700, затем Майорка — 10 390, на третьем месте Канарские острова — 7 930.

Италия

По данным на конец сентября от консульства Италии и ENIT, примерно 300 тыс. туристов из 580 тыс. отправлено российскими операторами. Представительство Министерства по туризму страны прогнозирует, что этим летом количество российских туристов увеличится почти вдвое — до 950 тыс. человек. Если это произойдет, то, скорее всего, за счет увеличения потока из обеих столиц, поскольку количество туристов из регионов не позволяет говорить о многократном увеличении объемов.(см. табл. ниже)

Неожиданностью этого года стало второе место «Натали Турс» по количеству отправленных в Италию туристов. Это случилось впервые с момента выхода «Натали» на итальянское направление. В прошлом году компания замыкала тройку лидеров, уступая второе место Danko. В 2006 году разница между ними составляла несколько сотен человек. Прошлым летом «Натали» значительно увеличила объемы и сейчас «наступает на пятки» Pac Group.

Впрочем, вряд ли Pac Group _ многолетний бессменный лидер _ легко уступит первенство. Не случайно генеральный директор компании Илья Иткин заявил, что Pac Group «продолжит вести агрессивную стратегию, направленную на увеличение доли итальянского рынка». Очевидно, что такие резкие высказывания, не характерные для Pac Group, связаны с положением, которое заняла «Натали» по итогам летнего сезона 2007 года. Судя по всему, наступающий сезон обещает быть интересным. Если, конечно, «Натали» не переключит все свои силы на освоение Греции.

Греция

По данным консульства Греции, 95% всего потока, то есть более 200 тыс. — туристы, приобретавшие туры у наших операторов. Из этого количества 94% получали визы в Москве, 5% — в Петербурге, 1% — в Новороссийске. Разница в количестве полученных виз и количестве вылетевших пассажиров — примерно в 50 тыс. человек — также, как в случае с Италией и Испанией, объясняется тем, что у некоторой части клиентов есть открытые шенгенские визы. Разрыв между спросом на туры в Грецию в обеих столицах и других регионах еще больше, чем с другими европейскими визовыми направлениями: 200 тыс. из Москвы и Питера, чуть более 5 тыс. — из 4 городов, откуда летают рейсы на курорты страны. С одной стороны, можно говорить о большом нереализованном потенциале. Но, с другой стороны, этот рынок слишком разрозненный, неструктурированный. И для увеличения потока в разы придется приложить усилия.

Лидер — компания «Музенидис Трэвел» — оставила далеко позади остальных операторов, претендующих на значительный кусок рынка. На протяжении нескольких лет «Музенидис» «держит» 30-40% потока в Грецию. Если 4-5 лет назад были операторы, которые теоретически могли его потеснить, то сейчас их нет.

В самой компании считают, что и в нынешнем сезоне ее положение на рынке не изменится. Интересы «Музенидиса» сосредоточены, преимущественно, на материковой части страны, в Салониках. Поэтому вряд ли «борьба за острова» между TEZ Tour, «Натали» и «Мостравел», которая может развернуться этим летом, затронет одну из старейших компаний на рынке.

Впрочем, предстоящая в этом сезоне ценовая война рикошетом затронет и материковую часть Греции. По мнению директора компании «Музенидис Трэвел» Александра Цандекиди, демпинг неизбежен, и, как следствие, возможна переориентация спроса с Халкидики на более дешевые острова. Контингент отдыхающих также может измениться не в лучшую сторону. Кроме того, искусственное снижение цен отразится и на сервисе в отелях. Хотя в появлении новых игроков есть и положительный эффект — страна получит мощную рекламную поддержку.

Заключение

Данное исследование — лишь начало. Понятно, что оно, хотя и достаточно точно, представляет всего лишь часть картины туристического рынка. Остаются неизвестными объемы турфирм на многих других популярных или набирающих популярность направлениях. Мы, например, пока не знаем, сколько россиян отдыхает по путевкам турфирм зимой, в частности, на горнолыжных курортах в России и за рубежом. Собранные воедино части этого "паззла" дадут, наконец, адекватное представление о современном состоянии российского турбизнеса.