Аналитика

19.02.2008 18:36

Битва за Грецию

В нынешнем году поток российских туристов в Грецию, по предварительным оценкам, может увеличиться на 25-30%. Такой прогноз связан не только с хорошими темпами прироста, которые демонстрирует российский выездной поток в последние годы, но и с выходом на греческий рынок двух новых крупных игроков — "Натали Турс" и "Тез Тур".

В нынешнем году поток российских туристов в Грецию, по предварительным оценкам, может увеличиться на 25-30%. Такой прогноз связан не только с хорошими темпами прироста, которые демонстрирует российский выездной поток в последние годы, но и с выходом на греческий рынок двух новых крупных игроков — "Натали Турс" и "Тез Тур". Еще один заметный оператор массового отдыха — "ПегасТуристик" — собирается в своем втором "греческом" сезоне серьезно увеличить объемы. Как уже не раз бывало в подобных случаях на других направлениях, от нового расклада сил туристы выиграют, а сам рынок — претерпит довольно болезненную "ломку". Пока трудно сказать, каким окажется исход битвы новичков и ветеранов греческого направления. Однако очевидно, что нынешнее лето окажется для большинства российских операторов по Греции действительно жарким.

Росли, растем и будем расти

В прошлом году Грецию посетили 17 млн. иностранных туристов, из которых примерно 250-280 тысяч оказались российскими гражданами. Это, конечно, капля в море, но она дорогого строит, ведь российские туристы чаще других иностранных туристов выбирают качественные отели 4-5* и тратят на отдыхе деньги так, что англичанам и немцам и не снилось. Добавьте к этому давние культурные, а главное, нынешние растущие экономические связи между нашими странами, и станет ясно, почему Министерство туризма Греции рассматривает Россию как один из своих приоритетных въездных рынков.

Окончательные данные по статистике будут обнародованы в ближайшее время, тем не менее достоверный минимум побывавших в 2007 году в Греции россиян определяется довольно легко. Как сказал порталу "Интерфакс-Туризм" директор представительства в России и СНГ Греческой организации по туризму (ЕОТ) Переклис Завитсанос, примерно 230 тысяч россиян получили в 2007 году визы для посещения Греции. По его мнению, в этом году рост числа россиян составит не менее 20%.

"Да, рост потока на греческом направлении продолжится", — согласен с ним генеральный директор компании "Музенидис трэвел" Александр Цандекиди.

По словам президента компании "Натали Турс" Владимира Воробьева, который впервые в этом году начинает работать с Грецией. при сохранении нынешних темпов экономического роста нашей страны объём выезда россиян в Грецию может составить не менее 4 млн. уже к 2012 году. Интересно, что сама "Натали Турс" в будущем претендует не менее чем на 30-35% этого рынка, что составит 1,2-1,5 млн. туристов.

По словам А.Цандекиди, способствовать росту интереса к Греции, кроме экономического процветания России, будут сразу несколько факторов.

"Во-первых, российские туристы уже "наелись" Турции, они хотят увидеть другие страны. Во-вторых, греческая виза — одна из самых лояльных в Шенгене, в — третьих, перелет в Грецию не такой длительный, как в Испанию или Италию", — замечает эксперт.

Еще одним преимуществом Греции А.Цандекиди называет гостиничную базу это страны. Действительно, в Греции с 2004 года активизировался процесс строительства новых и обновления старых отелей. Правда, здесь другие эксперты рынка готовы поспорить с А.Цандекиди, говоря, что реально востребованных российским рынком отелей на греческих курортах, особенно островах, меньше, чем хотелось бы.

Битва за острова

Между тем, основная борьба за клиентов между старожилами и новичками развернется именно на греческих островах — на Родосе и, в гораздо большей степени, на Крите. С последним связано особенно много опасений старожилов рынка, которые опасаются, что с приходом туроператоров, специализирующихся на массовом туризме, Крит может превратиться из эксклюзивного места отдыха в массовый курорт для среднего класса. Но главное, что волнует многих игроков на этом направлении — возможный избыток перевозки, который вызовет, как цепную реакцию, демпинг.

"Не исключен и овербукинг, — считает генеральный директор компании "Арт Тур" Дмитрий Арутюнов, — что особенно нежелательно для острова с такой высокой репутацией, как Крит".

По словам генерального директора компании "Капитал-Тур" Инны Бельтюковой, сезон для туроператоров по Греции действительно будет непростым в связи с выходом на рынок серьезных брендовых игроков.

Тем не менее, компания "Капитал-Тур" планирует в этом году заметно увеличить свой объем, доведя его до 25 тыс. туристов.

"Мы будем в этом году летать на все три самых популярных греческих острова — Крит, Родос и Корфу. И таким образом, подтвердим свое положение одного из ведущих операторов на этом направлении. Важнейшим преимуществом нашей компании являются давние, наработанные связи с такими популярными на российском рынке гостиничными сетями, как Grecotel, Aldemar, Capsis, Maris", — сказала И.Бельтюкова.

Кроме того, по ее словам, компания в этом году значительно расширяет программу вылетов в Грецию не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из российских регионов — из Казани, Самары, Екатеринбурга, Уфы, Ростова.

Но в любом случае компании, серьезно работающие с Грецией, вынуждены в этом году корректировать свои планы. Так, по словам Алексея Рогова, начальника отдела Юго-Восточной Азии и Греции компании "Роза ветров", вместо запланированных 25% объемы по Греции в этой компании вырастут в среднем на 10%.

"Мы не собираемся ввязываться в торговые войны, потому что никогда не считали главным наращивание объемов любой ценой. Для "Розы ветров" гораздо важнее увеличение доходности направления, а не его объема. С учетом сложной обстановки на греческом рынке, мы несколько перераспределили в сезоне-2008 потоки по этой стране, сосредоточившись на наиболее доходных сегментах", — сказал А. Рогов.

Ситуацию в Греции подогревает выход на направление одного из ведущих массовых операторов — "Натали Турс", которая для облегчения собственного дебюта приобрела накануне 51% акций "Пантеона". "Пантеон" — одна из старейших фирм на греческом направлении и традиционно отправляет своих клиентов на самые популярные среди россиян острова — Крит, Родос, а также Корфу, Кос и др.

Некогда сильная, сейчас эта компания несколько сдала позиции. И если сама она не представляет особой угрозы рынку, то в тандеме с "Натали" — это весомая сила. В первую очередь ценны ее связи и опыт работы по Греции, тем более что "Натали Турс" уже в первый год работы решила занять примерно 25% греческого рынка, отправив вместе с "Пантеоном" не менее 50 тысяч туристов. Не все склонны верить этим заявлениям. Так, по словам А.Цандекиди, нынешнего лидера греческого направления, цифра эта явно завышенная для первого сезона.

Правда, как сказал В.Воробьев, непосредственно его компанией планируется отправить примерно 35 тысяч туристов. Главным образом, на остров Крит, куда будут организованы чартерные цепочки из Новосибирска, Самары. Екатеринбурга, Перми. Воронежа, Москвы и возможно Санкт-Петербурга.

"Натали Турс" планирует отправлять летом еженедельно по 1200-1500 человек на Крит и по 700-800 -на остров Родос. Под столь мощную перевозку, разумеется, нужны и места в отелях. И они появились у компании в отелях греческих цепочек Aquila Hotels и Atlantica Hotels.. А благодаря фактической покупке "Пантеона" "Натали Турс" получила также доступ к отелям еще двух греческих гостиничных цепочек- Aldemar и Grecotel .Правда, по данным "наблюдателей", "Натали" с ее аппетитами может не хватить квоты "Пантеона".

Понятно, что появление высокотехнологической компании приведет к изменению ситуации на греческом направлении. В конечном итоге выиграет от этого потребитель: рынок предложений расширится, сервис улучшится, а стоимость туров уменьшится.

Вместе с гостиничной сетью "Атлантика Хотелс энд Ризортс", 50% акций которой принадлежит международному туристическому концерну TUI Travel PLC, "Натали Турс" начинает совместное строительстве на Пелопоннесе, Родосе, Крите и Косе не менее 20 отелей категорий 4-5* в течение 5-7 лет.

Общий объём инвестиций в строительство новых отелей составит 1,2 млрд. евро, из которых 600 млн. — это средства обеих.

Между тем и другой крупный российский туроператор, "Тез Тур", заявил о своих грандиозных планах по Греции. О серьезности намерений этого оператора говорит тот факт, что уже в первый свой сезон "Тез Тур" планирует открыть в Греции свой офис.

По словам генерального директора компании Владимира Каганера, планируется в первый сезон отправить в Грецию, в основном, на острова, не менее 20-25 тысяч человек. "Тез Тур" также планирует организовать для своих клиентов чартерные рейсы из некоторых российских городов: Москвы, Екатеринбурга, Самары, Уфы и Санкт -Петербурга.

Интересно, что рейсы планируются в оба аэропорта Крита — Ираклион и Ханью, а также на остров Родос. Своих клиентов компания планирует также отправлять на острова Корфу, Кос и материковую часть страны (на север — в Халкидики и юг -на Пелопоннес).

Причем в компании также утверждают о переизбытке перевозки на Крит и Родос, о демпинге и падении цен на турпакеты. Как сказал коммерческий директор "Тез тур" Александр Буртин, возможно падение цен на турпакеты от 10 до 25%.

Только на острова будет отправлять в нынешнем сезоне (втором для себя по Греции ) еще одна крупная на рынке и особенно на турецком направлении компания — "Пегас Туристик".

По словам генерального директора компании Анны Подгорной, в 2007 году неплохо в целом продавались туры на Крит и Родос. "Наши планы — не амбициозны. А при таком количестве рейсов, какие заявлены, сезон будет очень сложным, всем будет тесно на Крите", — заявила А.Подгорная.

В нынешнем сезоне "Пегас" планирует организовать чартерные цепочки из 6 российских городов ( в прошлом году были рейсы из трех): Москвы ( два раза в неделю), Челябинска, Перми, Оренбурга, Уфы и Казани.

Еще один крупный туроператор массового отдыха — "Мостравел" — заявил о выходе на Грецию. Однако, увидев развернутые фланги конкурентов, он, похоже, взял свои слова обратно. По крайней мере, никакой информации о конкретных планах этой компании по Греции пока не поступало.

Приход на греческий рынок двух новых мощных операторов осложнит ситуацию, считает И.Бельтюкова.

"Два последних сезона не были особенно успешными для греческого направления. И так как ситуация на рынках, как правило, развивается по синусоиде, операторы надеялись, что этот год по Греции будет более успешным. Однако и в этом сезоне, скорее всего, рынку не удастся избежать снижения цен, — подчеркивает собеседница. — С другой стороны, появление высокотехнологичных игроков будет способствовать дальнейшей структуризации греческого рынка, который, как любой крупный рынок, несомненно, в этом нуждается".

На материке — все спокойно

Совсем иная ситуация складывается в нынешнем сезоне на материковой части Греции. Здесь практически все монополизировал туроператор "Музенидис Трэвел". В 2007 году, по словам А.Цандекиди, удалось отправить в Грецию 80 тысяч туристов. То есть практически каждый третий российский турист в стране оказался клиентом данного туроператора, специализирующегося по северу страны и, частично, по югу.

В 2008 году компания планирует увеличить свой объем примерно на 10-25%. В основном за счет роста перевозки. Своих клиентов компания, в первую очередь, отправляет и планирует отправлять в дальнейшем в Салоники (на рейсах "ВИМ-ВАвиа" и "Крас Эйр") и Афины (на рейсах разных перевозчиков).

По сути, "Музенидис Трэвел" — единственный туроператор, консолидирующий чартерные рейсы на материковую часть Греции. В текущем году им запланированы чартерные цепочки в Салоники из Самары, Тюмени, Уфы, Оренбурга, Перми, Новосибирска. По вылетам из регионов запланирован двукратный рост. Кроме того, компания участвует в чартерных рейсах в Салоники из Екатеринбурга и Санкт -Петербурга.

А.Цандекиди прогнозирует рост цен на турпакеты на север страны примерно на 5-7% по сравнению с прошлым годом, а на Пелопоннес (территориально этот регион входит в южную часть страны) — на 10%.

Ситуацию же на Крите в нынешнем сезоне А.Цандекиди охарактеризовал как "кошмарную".

"Из-за прихода на данный остров крупных многопрофильных туроператоров, специализирующихся на массовом туризме, имидж Крита будет испорчен. Он точно потеряет свою привлекательность для тех, кто ценит комфорт и особое к себе отношение", — считает эксперт.

"Судя по всему, нынешний сезон на Крите пройдет под лозунгом — каждому туроператору по самолету. Такое поведение на рынке, конечно, бизнесом не назовешь", — добавил А. Цандекиди.

Материалы по теме