Активный отдых в России развивается очень интенсивно, и как следствие, постепенно меняет свое лицо. Изменением подвергается практически все: предпочтения любителей активного времяпрепровождения, их возраст, время, которое они готовы уделять для отдыха. Если активный турист "взрослеет" в своих пожеланиях, турфирмы — в видении этих пожеланий. На рынке остаются только самые крепкие и чуткие к требованиям современных "активистов". Как же меняются взгляды активных туристов и что российские турфирмы готовы им сегодня предложить?

Активный и коллективный

По словам генерального директора туркомпании "Russian Discoveri" Тимофея Рогожина, сегодня уже сформировался сектор профессионалов активного туризма, появились "гурманы" путешествий. Раньше это были единицы, теперь — сотни. Кроме того, одна из главных особенностей активных туристов сегодня в том, что они, как правило, предпочитают путешествовать группой. Собирается некая команда "по интересам", формирует свой маршрут и отправляется в заведомо активное путешествие.

Лидер Союза правых сил Никита Белых предпочитает отдыхать в компаниях. "Только в компаниях, — сказал он агентству. — Без вариантов. Как в России, так и за рубежом".

А президент Межрегионального общественного фонда социальной солидарности "Наш выбор", заместитель председателя президиума общественно-политического движения "Российский Народно-Демократический Союз", в прошлом — вице-спикер Госдумы третьего созыва Ирина Хакамада путешествует как в компании, так и в одиночестве.

"Отдыхаю я как в компании, так и одна. Но в путешествиях с компанией, конечно, есть свои преимущества, особенно хорошо встречать всем вместе праздники", — сказала агентству И.Хакамада.

Кстати, процент приверженцев активного туризма среди мужчин и женщин практически равен: 48% — женщины, 52% — мужчины. Что касается возраста путешественников — продолжается тенденция "омоложения". Если еще несколько лет назад любителям активного туризма было не менее 30 лет, то сегодня среди них нередко встречаются и люди 25-летнего возраста.

Что касается продолжительности путешествия, то, как правило, это 7-20 дней. Кроме того, в последнее время двухдневным турам активные туристы предпочитают туры на 3-5 дней, а 9-12 дневные туры приходят на смену недельным.

По словам Максима Матвеева, директора агентства "Трэвел Трофи", специализирующегося на активных турах, у них в компании пользуются популярностью туры продолжительностью в среднем около 2 недель.

Но продолжительный отдых могут позволить себе не все. Н.Белых, например, отправляется на отдых не более чем на 7 дней. "Больше недели отдыхать, как правило, не позволяет занятость", — сказал он.

Что касается частоты, с которой активные туристы отправляются в очередное путешествие — для каждого это очень индивидуально. В последнее время они путешествуют все чаще, а некоторые — и несколько раз в год.

Как рассказала агентству И.Хакамада, в активные путешествия она отправляется, как правило, раз в несколько лет. "Активный отдых — это тяжелые экспедиции, поэтому в подобные поездки я отправляюсь не раньше, чем раз в два года", — сказала собеседница агентства.

Как правило, свой выбор путешественники, предпочитающие держаться группой, останавливают на турах экспедициального характера, с большой смысловой нагрузкой. Их интересует этнография, история и краеведение. В России они выбирают Карелию, Алтай, Чукотку и Кольский полуостров. За границей — Перу, Австралию, горнолыжные курорты. Непал.

О маршрутах и предпочтениях

"Вы только представьте, просыпаешься утром, выходишь с кружечкой кофе на улицу, а перед тобой — 8-тысячники…".

…Непал — излюбленное место отдыха М.Матвеева. И с ним согласятся многие почитатели активного отдыха. Кто-то штурмует громадные вершины, кто-то форсирует реки, кто-то просто бродит по красивой долине Катманду, другие катаются по стране на крыше автобуса. Каждому свое. И именно здесь, в центре мирового туризма, это самое "свое" сможет найти каждый искатель незабываемых приключений.

Непал, Австралия, Куба, горнолыжная Европа — классика для активного туриста. И к ней он готов возвращаться снова и снова. Среди российских маршрутов чаще всего предпочтение отдается Карелии, Уралу и Алтаю. Спросом также пользуются Байкал, Кавказ и Кольский полуостров. Постепенно набирают обороты Архангельская область и Марий Эл.

Некоторые туристы предпочитают отдых не просто активный, но и экзотический. И.Хакамада как раз является одной из таких любительниц приключений.

"Активным туристам я бы посоветовала отправиться в Африку и заняться фотоохотой в Ботсване. Я была там с экспедицией и получила просто незабываемые впечатления. Ярким, активным и запоминающимся будет отдых на острове Борнео в Малайзии, который я тоже настоятельно рекомендую посетить", — сказала она.

По словам Н.Белых, в России у него есть излюбленное место отдыха — это его родина, Пермский край.

"Там я отдыхаю очень активно: сплавляюсь по рекам, отправляюсь во всевозможные походы, катаюсь на лыжах, — уточнил он. — За рубежом активно отдыхал в последний раз довольно давно. За границей больше всего люблю дайвинг и лыжи: отправляюсь в горнолыжную Европу (Альпы), На Красное море, Тихий или Атлантический океан. Но здесь чего-то любимого и определенного у меня нет, я все время стремлюсь к новому и неизведанному", — сказал Н.Белых.

Только не на велосипедах. И, желательно, не пешком

По словам М.Матвеева, у многих любителей активного отдыха есть свои временные установки на те или иные виды активного туризма. "Предпочтения заметно меняются вместе со временем года", — говорит он. Так, зимой туристы выбирают между сноубордом и лыжами, летом чаще всего сплавляются по рекам, осенью — ныряют.

А вот для лидера партии "Наш выбор" И.Хакамады самое главное — отдых против сезона. "Когда все отдыхают на море, я еду в горы или в джунгли", — говорит она.

Одним из наиболее массовых видов активного отдыха является лыжный, интерес к нему за последние годы практически не изменился. Большинство выбирает горнолыжную Европу, но часть использует потенциал заснеженной России, особенно в части сафари на снегоходах. Сейчас основная часть путешествий на снегоходах приходится на северо-запад России, разработан ряд маршрутов в Центральной России и Сибири.

Динамично развивается водный туризм. Все большую популярность набирает рафтинг — сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах — рафтах. Основными центрами проведения рафтинг-туров являются Алтай, Карелия и Кавказ. Существуют интересные маршруты по рекам Кольского полуострова, Якутии, Восточной Сибири, Дальнего Востока, программа которых позволяет не только поработать веслами, но и познакомиться с красотой диких и заповедных районов нашей страны.

По словам М.Матвеева, туристы любят автомобильные туры. Не развит, но набирает обороты виндсерфинг. А вот пешие прогулки и велотуризм в последнее время привлекают немногих.

Что почем

Средняя стоимость активного тура зависит от его комплектации и сезона. Так, в "Russian Discoveri" туры делятся по трем сегментам.

"Первый сегмент — туры эконом класса. Но экономичный тур не значит плохой, в чем-то ограничивающий тебя тур. Дело скорее в видах активного отдыха, которые он в себя включает, — они более доступные. Туры эконом-категории предлагают недорогой рафтинг и лыжные туры зимой. Стоимость таких предложения колеблется от 6 до 9 тыс. рублей на человека за 3-7 дневный тур", — рассказал Т.Рогожин.

Средняя категория — мультиактив. Как правило, в рамках одного тура этой категории предлагается несколько активов: это велотуры, рафтинг в удаленных регионах страны и сафари на внедорожниках. Стоимость таких пакетов составляет от 9 до 18 тыс. рублей. В дорогую ценовую категорию входят сафари на снегоходах, сафари на квадроциклах и экспедиционные туры по нестандартным маршрутам в отдаленные регионы, преимущественно с "первооткрывательскими" целями. Стоимость таких предложений — 14-30 тыс. рублей.

"Около 40% наших клиентов выбирают эконом-туры, такой же процент активных россиян предпочитают отдых средней категории цен. На долю дорогих туров приходится 20%", — отметила Т.Рогожин.

По его словам, люди постепенно уходят из сегмента дешевых в сегмент туров среднего класса, причем именно прошлый год стал в этом смысле поворотным. Дело в том, что к туристам приходит понимание того, что платят они за качество: люди все реже склоняются к покупке тура за 5 тыс. рублей, и скорее покупают его за 7 тыс.

По словам М.Матвеева, в их агентстве средняя стоимость предложения по России — тысяча евро, активный зарубежный тур — от 3 тыс. евро.

По мнению И.Хакамады, денег на активный отдых жалеть не нужно: "Но отдых это, конечно, очень дорогой… Поэтому не тратьте деньги на пляжи в Монако, а отправляйтесь за невероятными приключениями в джунгли и савану", — посоветовала собеседница агентства.

На рынке предложений

Количество туроператоров, комплектующих туры активного отдыха, в прошлом году не изменилось. По словам Т.Рогожина, цифра осталась на уровне 2006 года: какие-то фирмы ушли с рынка и их место заняли новые организации, специализирующиеся в этом сегменте.

Сократилось количество агентств: пропали случайные игроки, активный туризм для которых являлся сопутствующим, а не приоритетным направлением. Еще одна причина их ухода — нехватка профессиональных кадров.

Но это совсем не говорит о том, что спрос на активный отдых уменьшился, — клиенты покинувших туристический рынок фирм пошли в оставшиеся агентства. А остались самые профессиональные — с четко выстроенной линией предложений. Это говорит о том, что агентский сегмент взрослеет.

По нашим предположениям, говорит Т.Рогожин, это должно было произойти через 1-2 года, но случилось уже сейчас.

Взросление, по оценкам собеседников агентства, будет продолжаться. Причина этому — растущая требовательность активных туристов.

По словам М.Матвеева, понятие активного отдыха в сознании туристов постоянно расширяется. И если раньше непоседливому путешественнику было достаточно комфортабельной палатки, а вечер он мог провести у костра, сегодня его потребности кардинально изменились, и отсутствие душа в его номере грозит оператору неминуемым скандалом.

По словам Н.Белых, если есть возможность, минимальными условиями комфорта пренебрегать нельзя.

"На отдыхе очень важно чувствовать себя комфортно. Но все же главное, чтобы отдых был действительно активным, поэтому я считаю, что отели 5* абсолютно не должны быть его непременным атрибутом", — сказал собеседник агентства.