Год 2008-й может стать переломным в разделе российского гостиничного рынка. На форуме Hotel Industry, впервые организованном компанией BBPG Group в конце ноября в Москве, многие участники сошлись во мнении, что сегодня идет агрессивный захват российского гостиничного рынка глобальными сетями отелей. Захват идет как снежный ком — через 2-3 года на рынке Петербурга и Москвы будут всецело доминировать международные операторы.

Главное оружие международных компаний — филигранно отработанные стандарты организации пространства отеля, равно как и стандарты выстраивания обслуживания в нем. Это позволяет международным сетевикам быстро создавать качественный отель практически в любом городе.

От продавцов "велосипедов"…

"Сегодня инвестиционный бум в гостиничный сектор в России уже перешагнул порог и набрал полные обороты, — считает Евгений Каркачев, директор по развитию компании "Гелиопарк групп".

Остались в прошлом времена, когда гостиничные предприятия продавались с торгов и прекращали свое существование как средства размещения.

"За этот год к нам обратилось более 300 человек, желающих создать гостиничный объект, — продолжает Евгений Каркачев. — Но главной проблемой остается та же, что и прежде, — инвестор хочет создать гостиничный объект там, где у него имеется земля, а не там, где это наиболее целесообразно".

Именно такая постановка вопроса сдерживает многих западных операторов, не желающих идти на компромисс, если он затрагивает их жесткие стандарты. В таком случае гибкость российских управляющих компаний становится их конкурентым преимуществом.

Однако жесткие стандарты не прихоть, а суровая необходимость. "На рынке коммерческой недвижимости в конечном счете побеждают те, у кого меньше издержки, — комментирует Евгений Каркачев. — Сетевики не изобретают велосипеда, а работают на проверенных технологиях".

Приход на российский рынок крупнейших международных гостиничных операторов создал новую конкурентную среду на рынке, оказывающую прессинг на российские отели и, прежде всего, на отели "советской формации".

"Нынешние российские стандарты в гостиницах — это "стандарты на мебель", а нужны стандарты на бизнес-услуги, на такой сервис, как доступ в Интернет, число розеток в номере и т.д.",- замечает Екатерина Гаранина, генеральный директор компании "Аккорд менеджмент". — Во многих регионах Wi-Fi до сих пор звучит как грузинский тост".

Александр Захаров, генеральный директор управляющей компании "Отель-технологии", привел в пример рынок Екатеринбурга. Появление в столице Урала отеля Park Inn сразу вывело его в лидеры в среднем ценовом сегменте при стоимости стандартного номера в 4 тыс. рублей в сутки. У ближайших конкурентов — российских отелей — цена заявлена в 3900 рублей, но при этом по качеству предоставляемых услуг брэндовый Park Inn оказывается намного впереди конкурентов.

Таким образом, российский гостиничный рынок неизбежно будет развиваться под давлением международных брэндов — делают вывод эксперты.

"Еще более жаркая ситуация начинает складываться на рынке Петербурга. Международные операторы до недавнего времени особенно не покушались в Петербурге на средний сегмент, но это время прошло", — говорит Сергей Торопынин, генеральный директор управляющей компании "Туррис".

В 2006 году в Петербурге появился первый Park Inn (гостиница "Пулковская"), затем с начала 2007 года в Park Inn была преобразована гостиница "Прибалтийская". Теперь же управляющая ими компания Rezidor ведет работы по открытию третьего Park Inn на Старо-Невском проспекте.

Тем временем, с начала 2008 года в городе начнет работать отель Ibis 3* под управлением Accor со стартовой ценой 2700 руб. за стандартный номер. "Это при том, что ближайшие конкуренты имеют расценки на уровне 3500 рублей за стандартный номер", — рассказывает Алексей Мусакин, генеральный директор отеля Shelfort, одновременно возглавляющий "Центр развития малых отелей".

У российских отелей еще есть шанс

На фоне поголовной стандартизации, вводимой сетевыми корпорациями, российские отели могут повыситься свою конкурентоспособность за счет дифференциации, считает Екатерина Гаранина.

"На мой взгляд, сегодня важна не столько стандартизация продукта, сколько выделение своего продукта в уникальную нишу", — добавляет эксперт.

Появление нынешних жестких стандартов объясняется изменением характера коммуникаций между людьми — снизилось число личных контактов и их эмоциональная составляющая, взаимоотношения с гостиницами сместились на сайты и системы бронирования. Такая неличностная коммуникация повышает требование к предоставляемой гостиницей информации и предсказуемости характера обслуживания. Сегодня гарантом предсказуемости и определенного качества обслуживания выступают брэнды, так как ни одна гостиничная классификация не дает клиентам ясного представления, что их ждет в той или иной гостинице.

"Понимание клиентом разницы между гостиницей 3* и 4* — субъективно. В своей оценке гость опирается на собственный опыт и предлагаемую ему цену", — говорит Марина Смирнова, руководитель группы гостиничного консалтинга компании Colliers International.

В России пока не выросли собственные брэнды, которые удовлетворяли бы крупных инвесторов, гарантируя им снижение рисков инвестиции в гостиничную недвижимость.

На примере Петербурга видно, что ни одной федеральной гостиничной управляющей компании, за исключением "Азимута", до сих пор не удалось выйти на рынок города. Дело в том, что крупные индивидуальные отели достаточно прибыльны с собственной командой управленцев, так как на отели существует высокий спрос. Непрофильные же девелоперы предпочитают передавать управление своими объектами-отелями крупным западным операторам. Решающую роль играют как стандарты, так и раскрученный брэнд и, что очень важно, собственная глобальная система бронирования международного сетевика.

При этом сетевик исповедует "экономику масштаба", то есть он не готов взяться за любой объект, а ищет именно тот, который максимально выгоден.

"Иностранные компании хотят управлять отелями емкостью не менее 200-250 номеров, потому что только с этого объема начинает работать "экономика масштаба", — говорит Блейк Андерсен, независимый гостиничный консультант. — Сегодня желательная конфигурация на рынке спроса — это отель 3-4* на 300-400 номеров с конференц- и банкет-залами. Причем, чем ниже категория отеля, тем больше в нем должно быть номеров. Т.е., если отель 5* может позволить себе иметь 150 номеров, то для выгодной экономики отеля 4* нужно уже 200-250, для категории 3* — все 300-400 номеров".

"По нашему опыту, международная компания не желает брать в управление отель, не укладывающийся в следующие рамки: комнат — не менее 100, цена номера — не менее $100, средняя годовая загрузка — не менее 60%", — замечает Наталья Слепцова, руководитель подразделения управления объектами компании "Русские отели".

"Моя оценка перспектив гостиничного рынка Петербурга сегодня очень позитивна, — говорит Майкл Купер, Вице-пpезидент компании Inter-Continental Hotel Group по стpaтегическому paзвитию в России и на Укpaине. — Хорошей предпосылкой для успешного ведения бизнеса в городе является смещение города от чисто сезонного туристического к круглогодичному деловому и туристическому направлению".

В январе 2008г. начинается коммерческая эксплуатация отеля Holiday Club St. Petersburg (278 номеров) на стрелке Васильевского острова. Причем, этот отель станет первой гостиницей города с ярко выраженной спа-функцией.

Следом распахнет двери Sokos Hotel Olympic Garden (348 номеров), расположенный возле Московского проспекта недалеко от станции метро "Технологический институт". Затем, в марте-апреле 2008г., запланировано открытие Sokos Hotel Vasiljevsky (255 номеров) на Васильевском острове.

Управлять тремя новыми гостиничными проектами будет специально созданная в России дочерняя компания финской компании SOK — ООО "Сокотель".

"К трем уже осуществляемым проектам нашей компании в Петербурге через некоторое время добавится еще пять. Все 5 будущих отелей Sokos будут категории 4* и рассчитаны на 200-400 номеров каждый. Таким образом, к 2012г. под управлением нашей компании в Петербурге сосредоточится уже 8 гостиниц", — говорит Лоренц Сало, генеральный управляющий компании ООО "Сокотель" и по совместительству генеральный менеджер отеля Holiday Club St. Petersburg.

Пять новых отелей планируется построить в течение 6 лет и инвестировать в их строительство 185 млн евро. Уже сделанные SOK Holding инвестиции в гостиничную недвижимость в Петербурге оцениваются в 120 млн евро.

"Международные операторы движутся за своими клиентами — американские и европейские продвигаются с запада на восток России. Азиатские хотельеры начнут движение с востока на запад страны", — добавляет эксперт.

Однако у международных операторов имеются и слабые стороны, — продолжает Наталья Слепцова. — К ним можно отнести слабое знание внутренних гостевых потоков. Для их формирования к тому же нужны локальные каналы продаж, а ими международные компании практически не владеют".

В том числе и по этой причине, за небольшим исключением, западные операторы решительно не идут на рынок загородных отелей, даже в Подмосковье.

Куда ветры дуют…

Новым трендом на гостиничном рынке России становится появление российских инвесторов, нацеленных на создание гостиничных сетей по всей России.

Кто они?

Сергей Торопынин называет следующие группы инвесторов:

* частные инвесторы

* Заемный капитал

* Строительные компании, инвесторы-застройщики, девелоперы

* Сырьевые холдинги

* Туроператоры и авиакомпании

* Управляющие компании

* Городские и региональные администрации

"Москва и Петербург остаются предпочтительными городами для инвестиций и девелопмента в гостиничном секторе России, однако постепенно поднимается и "вторая волна" открытия гостиниц в регионах России. Города, которые интересуют инвесторов и операторов больше всего, — это Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Н. Новгород, Челябинск", — говорит Марк Винн-Смит, директор департамента европейских отелей компании Jones Lang LaSalle.

Следует иметь в виду, что в России основной спрос на гостиницы формируют деловые люди. "Средства размещения, предназначенные для этой категории клиентов, приняли более 65% всех гостей отечественных гостиниц в прошлом году, — комментирует Марина Смирнова. — Можно попытаться сопоставить экономический потенциал города, определяемый численностью его основного населения, и объем местного гостиничного рынка, выраженный в объеме номерного фонда". См. График 1.

По ее мнению, имеется существенный разброс показателей, что говорит о неравномерном развитии гостиничного рынка в регионах.

"Например, перспективен гостиничный сегмент Воронежа, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Красноярска. Екатеринбург и Казань приближаются к "точке насыщения", а такие города, как Владивосток, Калининград, Новороссийск являются лидерами развития гостиничной сферы", — продолжает эксперт.

Однако, считает М.Смирнова, не совсем корректно делать выводы относительно перспективности или отсутствия таковой для гостиничного строительства, основываясь только на одном показателе, каким бы важным он ни был.

"Для гостиничного рынка города большое значение имеет не только состояние экономики, но и географический фактор, косвенно определяющий уровень развития межрегиональных связей. В этом отношении "морские" (и пограничные) города более привлекательны для гостиничных инвесторов, чем населенные пункты, расположенные в глубине "материковой" части страны", — добавляет она.

Другим фактором, показывающим степень развития гостиничного сегмента и позволяющим делать предположения относительно перспектив его дальнейшего роста, является анализ загрузки и средней цены продаж номеров. Именно эти показатели определяют возможности возврата инвестиций, а, следовательно, и интерес, который инвесторы проявляют к региону, говорит собеседница.

Кроме того, следует обращать внимание на дистанцию, отделяющую тот или иной город от основного генератора спроса. В России в этом качестве выступает Москва, поскольку от 25% до 50% спроса на региональные гостиницы формируется москвичами, отмечает М.Смирнова.

"Здесь проявляется следующая закономерность: в радиусе до 200-350 км от столицы активность гостиничных инвесторов замедляется. Очевидно, Москва в этом случае выступает в роли субститута, предлагая альтернативную ночевку, а также перетягивая на себя конгрессно-выставочную активность, тесно связанную с гостиничным бизнесом, — считает эксперт. — Но слишком далеко отдаляться от столицы также не следует, о чем говорит степень развития гостиниц в Сибири".

Так что оптимальными для вложений в гостиничную отрасль являются сегодня региональные центры Урала, Поволжья и Центрального округа (выборочно), а также некоторые города юга России и портовые центры, заключает М.Смирнова.

Пока же низкоэластичный спрос, складывающийся на региональных гостиничных рынках под воздействием недостатка предложения и отсутствия конкурентоспособных предложений, позволяет участникам рынка предельно увеличивать расценки на номера. Именно на снятие сливок и направлена в первую очередь операция "Захват", начатая международными компаниями. И продлится она, судя по всему, не один год. Но именно период 2008-2010гг. окажется решающим, ведь кто придет первым, то и выиграет.