Пляжный отдых в Египте по своей популярности в нашей стране может сравниться только с пляжным отдыхом в Турции.

Минувшим летом неприятной новостью для российских туристов стало существенное повышение расценок на отдых в турецких гостиницах — на 30% и более в популярных отелях. Несмотря на это, число российских туристов в Турции в этом году снова заметно возросло.

Теперь с похожим сценарием российским туристам пришлось столкнуться в Египте. Только в данном случае к "ложке дегтя" дороговизны добавилась еще одна не слишком аппетитная "ложка" -перепродажа гостиничных номеров, или говоря профессиональным сленгом, овербукинг.

В отличие от общественного транспорта, в Египте сверх нормы не поместишься. Если в вагоне метро можно ехать и стоя, то в гостинице стоя не поспишь. Одним словом, рост спроса на Египет столкнулся с острым дефицитом гостиничных мест.

Игольное ушко

Египет остается главным направлением пляжного зимнего отдыха не только для петербуржцев, но и для многих других россиян, а также граждан европейских стран.

Число российских туристов в Египте с 2002г. по 2006г. выросло в 3,7 раза (см. Табл.) и только за прошлый год увеличилось на треть. В этом году ожидался новый рекорд.

По информации министерства туризма Египта, турпоток из России, по данным на конец сентября 2007г., вырос на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Только Хургаду в октябре текущего года посетили более 100 тысяч россиян, а это почти треть от общего числа иностранных туристов, побывавших на этом курорте. В прошлом году Египет посетили около 9 млн иностранных туристов, из них 1 млн — россияне.

Как отмечает отмечает Мария Юшманова, менеджер по туризму компании "ТрансБизнесЛайн", когда программы по Турции в октябре закончились, наши туристы сразу массово переключились на Египет, и, чтобы удовлетворить спрос, туроператоры заказали дополнительные цепочки рейсов на курорты Египта из многих городов России, в том числе из Петербурга.

К примеру, компания TEZ Tour в сезоне 2007/2008 поставила из аэропорта "Пулково" три самолета "Ту-154" в неделю на Хургаду и организовала еще две 10-дневные программы полетов в Шарм эль Шейх. Это существенное увеличение по сравнению с прошлым зимним сезоном, когда и в Хургаду, и в Шарм летало лишь по одному самолету с клиентами оператора (правда, тогда это были самолеты "Ил-86").

Однако уже с октября на курортах Египта разразился гостиничный кризис. Дело дошло до того, что Российский союз туриндустрии (РСТ) обратился с письмом к министру туризма Египта Зухейре Гаране с просьбой "нормализовать ситуацию на курортах", так как в ряде отелей россиян перестали селить в номера, уже оплаченные ими. Причиной такого развития событий стал резкий спрос на Египет со стороны европейских туристов. Как говорят эксперты, если число западных туристов в последние годы не превышало 30-40% на египетских курортах, то в этом году они составили почти 80% от всех отдыхающих. И "помог" им в этом падающий курс доллара: отдых в Египте в этом зимнем сезоне оказался для европейцев как никогда выгодным. К тому же у туристов из Европы постепенно улеглась память о терактах, прогремевших на курортах этой страны.

Рыбки — двигатель торговли

"Наши клиенты все равно будут ездить в Египет, — уверен Андрей Журавлев, генеральный директор туристической компании "Эльф". — Пока люди слабо ориентируются, куда еще они могут поехать. Туристы считают, что все остальные направления, кроме Египта, дороги. И это при том, что все приличные гостиницы Египта в этом году заметно подняли цены".

Гостиницы Египта в этом сезоне действительно повысили расценки в среднем на 20%, комментирует Виктор Пермяков, представитель компании TEZ Tour на Северо-Западе РФ.

По его словам, туристы привыкли, что после ноябрьских каникул и до 20-х числе декабря на рынке был низкий сезон и можно было отдохнуть в это время в Египте "за недорого". Тем, у кого были такие ожидания, пришлось в этом году испытать определенный шок.

"Сейчас на рынке есть, например, спецпредложение по Мальдивам на 11 дней за 29900 рублей, — продолжает Андрей Журавлев. — Это даже дешевле, чем недельный тур в некоторые египетские отели. За 45 тысяч руб. сейчас продается тур на Бали. Одним словом, экзотика для наших туристов стала доступнее. Я никогда раньше не думал, что Индонезия будет продаваться, как пирожки. Те туристы, у кого на турпоездку отложена не "последняя копейка", охотно ищут новые направления. Те же, кто пытается сэкономить, настроен только в пользу Египта".

С коллегами соглашается и Вадим Лежнин, президент группы компаний "Ривьера", утверждая, что человека, который изначально рассчитывает на средние цены, переориентировать на более дорогой продукт не так-то просто.

"Египет — это объективно ближайший к нам теплый зимний курорт. Если в Египет лететь 4 часа, то до Таиланда или Гоа — уже больше девяти", — добавляет Виктор Пермяков.

Действительно, Египет в этом сезоне хотя и подорожал, но все равно дешевле, чем Таиланд. При этом, если в Египте в стоимость тура входит питание all inclusive, то в Таиланде из включенного питания — зачастую только завтрак, говорит Наталья Иванова, менеджер по продажам компании "Лента-тур".

К тому же, дайвинг и рыбки Красного моря завоевали себе уже немало поклонников в России. Теперь некоторых туристов от этих рыбок просто не оттащить, резюмирует Андрей Журавлев.

Российские операторы теряют деньги

Из-за нехватки мест в отелях туроператорам приходится задумываться над оптимизацией своей полетной программы.

"Мы начали в ноябре плановое сокращение мест на самолетах на 15-20%, — говорит Вадим Лежнин. — По плану оно должно было произойти в декабре, но в этом году мы несколько снижаем объемы авиаперевозки досрочно".

Правда, по словам Виктора Пермякова, несмотря на скудный выбор свободных номеров в отелях, их компания загружает свои борта, а поездки в Египет откладывают до лучших времен только те туристы, кто хотел поехать в конкретный высококлассный отель.

"Большинство отелей, с которыми мы работаем, выдерживают свои обязательства по комиттментам (жестким блокам мест)", — комментирует Вадим Лежнин.

Таким образом, туроператоры ожидают, что у них будет определенный недобор к плану по "сборам по Египту", но нужно учитывать, что этот недобор будет по отношению к повышенному плану, на 40-50% превышающему прошлогодние показатели. Так что речь идет не об убытках, а об упущенной выгоде, которую, кончено, операторам тоже терять не хочется никому.

Спрос на туристические поездки в России сейчас не может не радовать участников рынка, но пропускные способности массовых курортов уже просто не справляются с повышенным спросом. Основные места отдыха переполнены.

"У нас сокращений квот мест нет, поскольку нам, как крупной компании, хотельеры в местах почти не отказывают, — замечает Елена Лукина, директор офиса "Пегас Туристик" в Петербурге. — Если все же в том или ином отеле возникает нехватка мест, мы узнаем об этом заранее и согласовываем вопрос замены отеля с нашими клиентами еще до их отправления на отдых".

Как добавляет Наталия Иванова, многие туристы хотят поехать именно в Египет, поэтому, если нет мест в одном отеле, приходится подыскиваем другой, если нет мест на конкретную дату, предлагается другая.

Прогноз в отношении дальнейшего развития событий Виктор Пермяков резюмирует следующим образом:"Мы прогнозируем, что ситуация с размещением в Египте будет оставаться тяжелой до конца января. И, тем не менее, сегодня в Петербурге нет проблемы с тем, чтобы купить путевку и уехать в Египет".

Дублер пойдет по стопам первого номера

Несмотря на более дальний перелет и, в целом, более высокие расценки на путевку (опять же из-за более дальнего перелета), именно Таиланд выступает основным "дублером" Египта.

Однако и в Таиланде положение дел с отелями не слишком радует.

Во-первых, новых отелей в Паттайе или на Пхукете практически не строится. Развитие гостиничной базы в стране идет в основном на небольших островах (Краби, Пхи-Пхи) в сегменте бутик-отелей. Во-вторых, хотельеры Таиланда выделяют для российского рынка довольно небольшую квоту номеров, поскольку, в отличие от Египта, где Россия входит в число основных поставщиков туристов, в Таиланде наша страна в число ведущих участников рынка не входит. По оценке Управления по туризму Таиланда, среди европейских стран Россия занимает в Таиланде пятое место, но в "общем зачете" — только 14-е, так как Таиланд весьма популярен у многих клиентов из Азии.

По официальной статистике Таиланда, в 2005г. страну посетило 107 тысяч россиян, в 2006г. — более 190 тысяч, за первые 3 месяца 2007г. — уже 110 тысяч россиян, а по итогам всего года ожидается 200 тысяч. Что все равно мало для местного рынка.

"По Таиланду ситуация сейчас контролируемая, но, в целом, с точки зрения доступности гостиничных мест, она хуже, чем в прошлом году. Хотя опять же — выбор отелей имеется", — комментирует Виктор Пермяков.

Что касается Нового года — то этот тот период, отдых в который нужно бронировать как можно раньше. Несмотря на гораздо более высокие цены, чем в другое время, спрос на отдых именно в новогодние даты колоссальный, добавляет эксперт.

Напомним, что к двум прямым рейсам из Петербурга в Бангкок в этом году добавились еще две 10-ти дневные цепочки.

По словам Вадима Лежнина, Новый год в Таиланде почти весь продан. Он прогнозирует, что Таиланд начнет испытывать такие же трудности, как и Египет, сразу после Нового года, когда там начнется высокий сезон, так как в стране ощущается нехватка отелей.

В результате и на этом популярном направлении российским туроператорам придется в этом зимнем сезоне очень несладко. С другой стороны, он станет своеобразным испытанием их на профессионализм. Египет и Таиланд вообще считаются на российском рынке довольно трудными для работы, а нынешней зимой российским операторам придется применить максимум изобретательности, дипломатии и одновременно жесткости, чтобы буквально выбивать места у хотельеров для своих клиентов. Это будет интересной схваткой растущего российского туристического рынка и "засевшего" в Египте западного турбизнеса. Но если места в отелях еще можно будет выбить, то избавиться от высоких цен в прайс-листах вряд ли получится. Так что за удовольствие отдохнуть зимой у теплого моря российским туристам в этом году придется платить как никогда много.