Аналитика

2.11.2007 18:07

Поток туристов из Екатеринбурга на иностранные курорты вырос этим летом на 20%

На позиции лидеров, как и следовало ожидать, оказались Турция и Египет, куда отправилось до 70% всего выездного екатеринбургского потока. На третьем месте — Греция.

Этим летом жители Екатеринбурга особенно активно ездили отдыхать за рубеж. По оценкам экспертов, поток вырос в среднем на 15-20%, достигая на отдельных направлениях 25%. Правда, операторы сомневаются в "чистоте" прироста, говоря, что объемы выросли не за счет появления новых клиентов, получивших возможность купить путевку на зарубежный курорт, а, в основном, благодаря тому, что наиболее обеспеченные туристы стали просто чаще отдыхать.

Вице-президент Уральской Ассоциации Туризма Олег Аксельрод, оценивая итоги прошедшего лета, отмечает, что в этом году произошло заметное усиление конкуренции на рынке, при этом предложение турфирм не сильно превышало спрос, за исключением отдельных направлений, так что операторам удалось избежать "горящих" предложений.

"Увеличение потоков произошло практически на всех направлениях. На 10-15% вырос спрос на Турцию, на 20-25% — на Египет. Гораздо больше туристов, по сравнению с прошлым годом, отправилось на острова Крит, Кипр. В Испанию вылетало около 600 человек в неделю", сказал О.Аксельрод.

Правда, эксперты несколько расходятся в оценках объемов выездного потока из Екатеринбурга.

По словам генерального директора компании "Мир" Сергей Бузько, за летний сезон 2007 года на различные зарубежные курорты отправилось примерно 200-250 тысяч человек.

"Однако, чтобы оценить реальный выездной поток, эту цифру надо разделить на три, так как основной прирост объемов дают не новые клиенты, а те, кто путешествует несколько раз в год", — замечает он.

"Если два-три года назад состоятельные туристы ездили за рубеж пару раз в год — зимой и летом, то сейчас они обычно отдыхают две недели летом, неделю-две — зимой, и затем в межсезонье несколько раз выезжают на два-три дня, как правило, в европейские страны", — сказал С.Бузько.

"В итоге вместо названных 250 тысяч мы получаем 80-100 тысяч, то есть примерно 6% от общего числа жителей города или 2-3% от числа жителей области", — уточняет С.Бузько.

Представитель компании "Тез тур" в Екатеринбурге Игорь Авдокушин считает эту цифру несколько заниженной.

"По моим оценкам, поток из Екатеринбурга не ниже 250-300 тысяч туристов за сезон, а если считать с начала года, то не менее 400 тысяч человек. Из них на долю Турции приходится 120-140 тысяч, на Египет — -80 тысяч", — говорит И.Авдокушин.

По его словам, для чистоты эксперимента этот показатель надо действительно разделить, но не три, а на два.

Законодательница мод, Турция

На позиции лидеров, как и следовало ожидать, оказались Турция и Египет, куда отправилось до 70% всего выездного екатеринбургского потока. На третьем месте — Греция. Одной из приятных неожиданностей сезона стало открытие екатеринбургскими туристами Черногории. А неприятной — низкий спрос на Тунис и не слишком высокий спрос на Майорку при большом интересе к Испании вообще.

По словам гендиректора компании "Мир" Сергея Бузько, причина "неудачи" Майорки, с одной стороны, в ее дороговизне по сравнению с материковой Испанией, с другой — интересом туристов к комбинированным турам, к поездкам по стране. Майорка же — остров, и возможность поездить по ней довольно ограничена.

По словам С.Бузько, в этом летнем сезоне спрос на комбинированные туры превзошел ожидания операторов. "Туристы охотно ехали в Испанию через Европу, например, в Барселону через Прагу или Вену. Хорошо раскупались туры "7 дней на автобусе плюс 7 дней на пляже".

По оценке представителя компании "Тез Тур" в Екатеринбурге Игоря Авдокушина, объем турецкого рынка в Екатеринбурге вырос в 2007 году в 1,5 раза по сравнению с прошлогодним сезоном.

"В прошлом летнем сезоне из Екатеринбурга в Анталью вылетало примерно 3-3,2 тысячи человек еженедельно. В этом году этот поток держался стабильно на уровне 4,5-4,7 тысяч", — сказал собеседник.

"Наша компания увеличила объемы по Анталье на 65-70%. В целом. сезон оказался на редкость ровным, устойчивым. До последнего рейса, который состоялся 28 октября, мы отлетали со 100% загрузкой", — добавил И.Авдокушин.

Сложным, по его словам, был лишь короткий период в середине июля, когда операторы ощутили явную нехватку качественных отелей 5*, на которые в этом году был высокий спрос.

По мнению И.Авдокушина, турецкий рынок в Екатеринбурге рос как за счет "старых" клиентов, которые вновь поехали в Турцию, причем многие из них "перебрались" из отелей 3-4* в отели более высокого уровня, а также новых клиентов, которые или только сейчас начали отдыхать за рубежом, или раньше в Турции не были.

Этим летом в Екатеринбург вслед за "Тез Туром" и "Пегасом" пришли московские операторы "Корал Трэвел" и "Мострэвел". В своем стремлении завоевать местный рынок они предложили уральским туристам очень неплохие цены. Неплохие комиссии — до 15-17% — достались и агентствам, что, естественно, стимулировало их интерес к Турции как месту отдыха.

В итоге турецкое направление в Екатеринбурге на сегодня фактически монополизировано столичными операторами. По объемам на направлении лидирует "Тез Тур", на втором месте — "Пегас", на третьем — "Корал", причем, разрыв между ними совсем невелик. По разным оценкам, на долю "Теза" по Антальи, самому популярному курорту среди россиян, приходится примерно 30%, на долю "Пегаса" — примерно 25-27%, и "Корала" — 22%.

Греция, которой не страшны пожары

Все это значит, что в следующий летний сезон ценовые войны екатеринбуржцам гарантированы. Такие, например, что разгорелись нынешним летом на греческом направлении. Ободренные высоким прошлогодним спросом на Грецию, который был зафиксирован по всей стране, и в том числе в Екатеринбурге, операторы явно переборщили с чартерной перевозкой. Самолеты летали полупустые, цены "горели", туристы — блаженствовали, получив возможность отдохнуть на замечательных греческих курортах за разумные деньги. Причем в умах туристов конкурировали два основных греческих направления — отдых на материке и на островах. Особенно хорошим спросом пользовался отдых на Крите.

По словам С.Бузько, "победили" острова. "По уровню отдыха, отношению к русским туристам, исполнению туристских ожиданий остров Крит и острова однозначно выигрывают", — считает он.

"Материковая Греция интересна с точки зрения шубного шоппинга, а эту тему для Екатеринбурга я считаю уже закрытой, так как у нас в городе сейчас достаточно хороших магазинов, салонов и бутиков, и в шубном туризме нет никакого смысла", — замечает он.

С.Бузько прогнозирует дальнейший рост интереса жителей уральской столицы к островному отдыху в Греции.

Закон или жизнь

Эксперты отмечают по крайней мере два основных события, которые наложили отпечаток на весь сезон.

По словам С.Бузько, главное, что будоражило умы тех, кто занимается туризмом — новая редакция закона о туристской деятельности, который вступил в силу 1 июня.

"Правда, вопреки опасениям и предостережениям, новый Закон пока не привел к кардинальному изменению ситуации. Конечно, документ систематизировал ситуацию на рынке, усилил ответственность операторских компаний, отрегулировав отношения между туроператорами и турагентами", — замечает собеседник.

В любом случае, погоды на туристическом рынке Закон не сделал. По крайней мере, в этом сезоне. Гораздо боле тревожные последствия для местного бизнеса имеет продолжающаяся экспансия московских операторов.

В городе зарегистрировано более 300 турфирм, из которых реально операторами можно считать не более 20. При этом большую часть их сейчас составляют туроператоры из Москвы и Санкт-Петербурга. Самые среди них активные — компании "Тез Тур", "Натали Турс", DSBW, "Турэнергосервис", "Пегас", "Инна-Тур", "Нева", "Асент-Трэвел", "Ланта-Тур Вояж", "Пак Групп". Они начали внедряться на местный рынок в 1997 году. Практически все занимаются исключительно выездным туризмом:- в Грецию, Турцию, Хорватию, Болгарию, Египет, Испанию и другие страны.

Незваный московский гость

В Екатеринбурге продолжается концентрация рынка, вследствие чего все меньше остается средних и мелких турфирм, способных заниматься операторской деятельностью", — говорит И.Авдокушин.

По его словам, если два-три года назад на рейсах были мелкие и средние "блочники", которые выкупали по 20-30 мест, то в этом году таких просто не было. Теперь они работают как агентства. Небольшим операторам трудно противостоять столичным операторам, трудно соревноваться с ними в тратах на рекламу, на работу с агентствами. Оборону держат лишь несколько туроператорских фирм уральского "происхождения", прежде всего, "Спутник", "Мир" и "Фонд мира".

В итоге группа лидеров туристического рынка Екатеринбурга выглядит так: по Турции, как мы уже сказали, лидирует "Тез тур", по Испании — "Натали Турс", по Греции — "Музенидис", по Болгарии — "Нева".

"Московский бизнес контролирует до 75% рынка массовых туров в Екатеринбурге. Правда, сегмент дорогого и индивидуального отдыха остается за нами. Это — те клиенты, которым нужны не поточные технологии и чартеры, а качественный отдых из надежных рук", — говорит С.Бузько.

По его словам, пока московские компании и не претендуют на дорогой сегмент отдыха. Не произойдет этого и в ближайшее время, так как основные силы у "пришельцев" будут уходить на борьбу между собой.

Один из возможных выходов из ситуации, по мнению С.Бузько — поддержка регионального турбизнеса не снижением налоговой ставки, а направлением налога в инфраструктуру туризма.

По мнению директора по туризму екатеринбургского бюро Международного туризма "Спутник" Марины Бондарь, приход крупных столичных туроператоров на екатеринбургский рынок, наоборот, большой плюс.

"Крупные компании обладают солидными средствами и возможностями, позволяющими осуществлять большие чартерные программы и бронировать самые популярные отели. Монополии на рынке выездного туризма нет, однако есть конкуренция между фирмами, от которой выигрывают как местные тургентства, так и прямые потребители", — считает она.

"Вслед за банковским и страховым бизнесом, укрупнение неизбежно затронет турбизнес. Поправки, внесенные в федеральный закон "Об основах туристской деятельности", требуют от туроператоров предоставить доказательства своей финансовой состоятельности в виде банковской или страховой гарантии. В итоге, хотя число местных турфирм практически не изменилось, их функции и сферы влияния перераспределились.

Материалы по теме