Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия", или, как её неофициально называют, президентская авиакомпания, судя по всему, не собирается ограничиваться альянсом лишь с одной воздушной компанией "Пулково". Как известно, в результате объединения этих перевозчиков в конце октября прошлого года, была создана самостоятельная ФГУП "ГТК "Россия", зарегистрированная в Санкт-Петербурге.

Теперь же, по словам его нынешнего генерального директора Сергея Михальченко, президент Владимир Путин подписал письмо в адрес министра транспорта РФ Игоря Левитина, подтверждающее, что в ближайшее время в "Россию" могут влиться еще две авиакомпании — "Кавминводыавиа" и "Оренбургские авиалинии". Обе они относятся к числу федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). По имеющимся сведениям, топ-менеджмент "Россия" вообще выступил с предложением объединить большинство госавиапредприятий — ФГУПов под своим началом.

Государство контролирует деятельность более 50 таких предприятий, занимающихся воздушными перевозками, и еще более чем в 60 авиационных структурах владеет различными пакетами акций. При этом, в 29 авиакомпаниях государственная доля составляет 100% акций. Принципиальное решение об акционировании этих ФГУП в правительственных кругах уже принято. Причем, как сообщили в Министерстве транспорта, существует несколько проектов такого объединения.

В частности, наметилось несколько центров консолидации ФГУПов. Это конечно же "Россия", чьим основным конкурентом в процессе объединения госпредприятий может стать "Аэрофлот". Эта крупнейшая авиакомпания страны собирается создавать дальневосточный филиал на базе ряда местных ФГУП. Со своей стороны, ГТК "Россия" тоже выражает готовность к поглощению некоторых перевозчиков Дальнего Востока, в первую очередь, "Владивостокавиа" и "Дальавиа". Однако известно, что уже подготовлен соответствующий проект указа президента РФ о включении дальневосточных компаний в состав "Аэрофлота". Сейчас проект проходит межведомственное согласование.

Иная, по времени более новая концепция предусматривает объединение отдельных ФГУПов под флагом ГТК "Россия". По сведениям из пресс-центра Минтранса, подобное развитие событий официально рассматривается, лишь как один из множества вариантов консолидации отрасли. Её детали предполагается подробно обсудить нынешней осенью. Причем, судя по всему, наметившийся интерес "России" к дальневосточным перевозчикам транспортное ведомство страны решило удовлетворить за счет других государственных авиационных активов.

В августе министр транспорта направил в правительство РФ предложение о передаче в хозяйственное ведение ФГУП "ГТК "Россия" ряда госактивов в авиакомпаниях. В том числе, блокирующего пакета акций ОАО "Авиакомпания "Сибирь", а также доли трех ФГУП: "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии" и "Учебно-тренировочный центр". Причем, согласно письму, с инициативой подобного присоединения выступила непосредственно сама "Россия". Но, в любом случае, министерство продолжает начатую несколько лет назад политику по укрупнению гражданской авиации.

Идея аккумулировать все госпакеты в рамках крупных авиакомпании получила полную поддержку и в высших эшелонах власти. При этом, как уверяют федеральные чиновники, речь вовсе не идет о формировании некоего единого государственного авиаперевозчика, наподобие советского "Аэрофлота".

Что ждет авиакомпанию "Сибирь"

Как отмечают сами участники рынка авиаперевозок, весьма интересным и заманчивым для ГТК "Россия" может стать передача ей блокирующего пакета акций "Сибири", выступающей под торговой маркой S7 Airlines.

В ОАО "Авиакомпания "Сибирь" государству принадлежит только 25,5% акций, а 63,2% официально владеет супруга генерального директора компании Владислава Филева, она же его первый заместитель, Наталья Филева. Как объясняет в своем письме министр транспорта Игорь Левитин, передача этого пакета "позволит в постоянном режиме, а главное, более оперативно управлять госактивами и построить в интересах обеих авиакомпаний эффективную маршрутную сеть". По его мнению, "консолидация государственных активов на базе ГТК "Россия" позволит укрупнить авиакомпанию и оптимизировать количество авиапредприятий, концентрировать ресурсы, необходимые для обновления парка, в первую очередь, самолетами российского производства".

Стоит отметить, что государство не раз пыталось избавиться от своего пакета акций в "Сибири", да и разговоры о его продаже ведутся уже более пяти лет. Последний раз в марте нынешнего года намеченные торги по госпакету не состоялись из-за отсутствия заявок. Хотя в числе возможных претендентов на эту покупку назывались и "Аэрофлот", и "КрасЭйр" и топ-менеджмент авиаперевозчика. Этот актив, как утверждали специалисты рынка, не особо привлекателен, поскольку не дает контроля над авиакомпанией. К тому же начальная цена госпакета составила 2,89 млрд. рублей, что, по мнению экспертов, серьезно завышенная сумма.

Показательно, что генеральный директор "Сибири" Владислав Филев отнесся к министерской инициативе по поводу передачи ГТК пакета акций отрицательно, дав довольно резкий комментарий на сей счет. По его мнению, если передача состоится, то это не окажет никакого влияния на хозяйственную и коммерческую деятельность компании. Новый владелец госпакета попросту не сможет влиять должным образом ни на какие решения нынешней управленческой команды, которая и дальше благополучно останется у руля авиапредприятия.

Одновременно и Минэкономразвития (МЭРТ) РФ считает экономически нецелесообразным создавать на базе ГТК "Россия" некий государственный авиационный холдинг. В частности, как заявил помощник главы МЭРТ Игорь Коньков, выступает за продажу госпакета авиакомпании S7 с аукциона, снизив предварительно его стартовую цену. Интересно, что в прошлом году Минтранс предлагал передать госпакет "Сибири" "Аэрофлоту", и тогда Минэкономразвития также не поддержало эту идею.

Отметим, что позицию МЭРТ можно было бы считать полностью беспристрастной и направленной лишь на борьбу, как говорят его представители, с любыми зачатками монополизма, если бы не одно "но". Ведомство Грефа почему-то полностью поддерживает другой авиахолдинг — AiRUnion, создающейся по инициативе компании "КрасЭйр", что, согласитесь, явно не соответствует идее борьбы с монополизмом.

"Оренбургские авиалинии" могут повторить судьбу "Кавминводыавиа"

Как бы там ни было, ноkurkinoV два других госактива, определенных Минтрансом, весьма привлекательны для президентской компании. К тому же уже начался процесс присоединения к ГТК авиакомпании "Кавминводыавиа". Принципиальное решение об объединении (а точнее, поглощении) принято, и теперь готовятся необходимые правовые документы. Соответствующий указ президента России может быть подписан, считают эксперты, уже в ноябре. Сложнее обстоит дело с "Оренбургскими авиалиниями"

ФГУП "Оренбургские авиалинии" входит в число ведущих, и что еще важнее, стабильно развивающихся регулярных перевозчиков России. В отличие от многих других авиационных унитарных предприятий, компания далеко не убыточная. Например, в прошлом году её чистая прибыль составила почти 40 млн. рублей. По объему пассажирских перевозок она занимает первое место среди авиакомпаний Приволжского Федерального Округа. Ежегодный прирост объема перевозок достиг 200 тыс. человек. В структуре оренбургской ФГУП состоит также аэропорт "Центральный", обслуживший в прошлом году более 100 тыс. пассажиров, что составило прирост в 40 % по сравнению с 2005 годом.

Передачу оренбургской авиакомпании предполагается провести по схеме, аналогичной присоединению питерской "Пулково". И для начала необходимо выделить областной аэропорт, входящий в состав ФГУП, в самостоятельное юридическое лицо, после чего провести его приватизацию. Однако и в администрации Оренбургской области, и в руководстве авиакомпании после приватизации ФГУП хотели бы оставить и воздушную компанию, и порт в ведении областных властей.

Как в сентябре заявил заместитель председателя правительства Оренбургской области Юрий Калюжный, местный аэропорт продаваться не будет. Власти региона и после его акционирования рассчитывают получить контроль как минимум над половиной уставного капитала предприятия. Региональное правительство, по словам Калюжного, будет настаивать на этом, поскольку вложило в "Центральный" почти 500 млн. рублей — более половины его нынешней балансовой стоимости. Область также хочет иметь контроль над 50% или более уставного капитала "Оренбургских авиалиний".

Администрация Оренбуржья поначалу не комментировала предложение Минтранса о передаче компании "Оренбургские авиалинии" в управление ФГУП "ГТК "Россия", но потом выступила с резким неприятием позиции транспортного министерства. При этом губернатором области Алексеем Чернышевым была проделана большая работа по обеспечению перехода авиационного предприятия в собственность субъекта Федерации.

В том, что предложение Минтранса будет принято, многие эксперты не сомневаются. Но при этом, считают они, возможны самые разнообразные компромиссные варианты, учитывающие и интересы самих оренбуржцев.