Рост туристического рынка Петербурга и децентрализация авиационных потоков в аэропорту "Пулково" значительно повысили интерес к городу федеральных туроператоров, имеющих штаб-квартиры в Москве. В отличие от других регионов, которые несколько лет назад достаточно болезненно приняли такую же экспансию со стороны столичных туркомпаний, контакт петербуржских и московских компаний проходил более гладко.

По традиции, новых туроператоров, приходящих в Петербург из Москвы, называют "московскими", хотя те давно уже раскинули сеть своих операций по многим крупным городам страны.

Несмотря на то, что Петербург является одним из крупнейших туристических рынков страны (фактически вторым после Москвы), многие крупные компании лишь недавно начали открывать в городе свои офисы. На то имелся ряд объективных причин, и главная из них — сильная централизация рынка под эгидой авиационно-аэропортовго комплекса ФГУП "Пулково". До осени 2005 г. "Пулковские авиалинии" и одноименный аэропорт, составлявшие единое целое, были фактически монополистами в небе Петербурга. Эта монополия не давала развиваться не только чартерным перевозкам других авиакомпаний, но серьезно сдерживала развитие туристического рынка. На рынок, где основными держателями блоков мест на чартерных направлениях были такие крупные фирмы, как "Нева", "Ривьера", "ТрансБизнесЛайн" и др., ведущим московским компаниям войти было весьма затруднительно.

Однако с 2006г. бизнес аэропорта и авиакомпании "Пулково" (в дальнейшем слившейся с ГТК "Россия" и получившей общее название от последней) был, наконец, принудительно разделен, что упростило приход в аэропорт и на рынок новых авиакомпаний и новых консолидаторов рейсов (туроператоров).

Первопроходцы

Одной из первых, еще в 2003г., в Петербурге появилась компания "TEZ Tour". "Если в 2004г. 67% вылетов петербуржцев в Турцию происходило из Москвы, то в 2005г. эта цифра снизилась до 34, а в 2006-м — уже до 20%", — говорит Виктор Пермяков, представитель компании TEZ Tour в Петербурге.

Примечательно, что в 2006г. "TEZ Tour" начал также продавать отдых в пансионатах, санаториях, загородных клубах и на горнолыжных курортах Ленинградской области, стараясь использовать для этого свою стандартную технологию. Если начинание себя оправдает, то не исключено, что TEZ Tour займется и приемом туристов в Петербурге, в том числе иностранных.

В 2004г. на рынке Петербурга открылось представительство компании "Асент трэвел". "В летнем сезоне 2007г. наша компания подняла из Петербурга еженедельный чартер на Пулу, — говорит Ирина Шевцова, директор представительства "Асент Трэвел" в Петербурге. — Если исходить из закупаемых у авиакомпании мест, то наша компания будет держать до 50% рынка города по Хорватии".

Другой программой "Асент" стал чартер в Черногорию. Кроме того, под маркой "Клуб Асент" в Петербурге работает 5 розничных офисов продаж.

Зимой 2007/2008 "Асент" собирается расширить свои программы на рынке Петербурга. "Планируется еженедельный рейс в Инсбрук с 29 декабря по 29 марта и дополнительный пост-новогодний рейс — все на "Австрийских Авиалиниях", — комментирует Ирина Шевцова. — Кроме того, зимой 2008г. мы представим туристам Францию и Швейцарию посредством новогодних чартерных рейсов в Женеву с авиакомпанией ГТК "Россия". Также в течение сезона будут организованы групповые поездки через Женеву в феврале и марте. Кроме того, "Асент" будем работать с Alitalia по рейсам в Милан, продвигая курорты долины Аоста".

Офис представительства компании VKO Travel работает в Петербурге с ноября 2005г. Туры VKO в Петербурге и регионе продают 250 активных турагентств. В летнем сезоне 2007г. основной упор в Петербурге компания делала на Испанию. Цель VKO — занять порядка 20% испанского рынка в городе. Серьезные намерения имеются у компании и в отношении Хорватии и Греции. Помимо операторского офиса VKO, в Петербурге работают 6 собственных офисов под маркой "VKO Клуб", и компания рассчитывает в ближайшее время довести их количество до 10.

Продолжая список "первопроходцев" из Москвы, можно отметить и следующие крупные компании.

В феврале 2007г. петербургский офис официально открыла компания "Ланта-тур Вояж". Однако Людмила Пучкова, президент "Ланта-тур Вояж", подчеркнула, что компания открыла в северной столице сугубо операторский офис и напрямую клиентам продавать туры не будет.

Весной 2007г. офис турецкого оператора "Бентур" купил туроператор "Капитал-тур", причем купил фактически вместе с сотрудниками.

С мая 2007г. совместно с "Турецкими авиалиниями" программу полетов на курорты Турции из Петербурга начала компания "Пегас Туристик".

Планы и ожидания

"Рынок Петербурга нужно оценивать реально, — рассказывает Анна Подгорная, генеральный менеджер компании Pegas Touristik, — врываться на него со столичными амбициям не имеет смысла. Мы скрупулезно, вплоть до человека, рассчитываем емкость своих операций здесь, исходя из принципа "каждому авиакреслу — своего туриста, каждому туристу — свой отель от "Пегаса".

"Федеральные туроператоры на массовых направлениях стали весьма заметны на нашем рынке, — комментирует Андрей Журавлев, генеральный директор компании "Эльф". — Так, у "Tez Tour", возможно, не менее 20% по Египту. Может, еще больше по Турции. "Ланта-тур" менее заметна, но и ее основной продукт — круизы — более специфичен. "Асент" очень хорошо делает программы по Черногории и Хорватии, да и "горнолыжка" у этого оператора традиционно сильная. VKO сначала сделал в городе свою "сетку" (сеть турагентств), а затем стал постепенно наращивать объем собственных программ из города. Эти компании все делают довольно грамотно. То же самое можно сказать и про "Пегас". В целом, у "московских" компаний порой "зашкаливает ценник" и тогда, естественно, мы туры у них не покупаем. Зато, когда предложения у "москвичей" начинают "подгорать", то появляются очень хорошие для нашего рынка цены".

"Рынок Петербурга довольно сложный, — считает Владимир Дорофеев, генеральный директор компании "Верса". — Сформировать на нем свою систему продаж достаточно нелегко. Дело в том, что в свое время петербургский рынок сформировался под монополией "Пулково", тогда на рынок прийти новым игрокам было почти нереально. Теперь же они приходят на рынок, но на рынок уже сформировавшийся, а потому и порог вхождения на него выше".

По мнению генерального директора компании VKO Travel Натальи Головленковой, рынок Петербурга, вопреки ожиданиям операторов, оказался гораздо более гибким и подвижным. "По сравнению с тем жестким приемом, который ждал московских операторов, например, в Екатеринбурге, Петербург оказался гораздо гостеприимнее. Если в Екатеринбурге, чтобы завоевать рынок, приходилось ставить целый чартер, то здесь, как показал опыт, можно ограничиться блоком мест на чартерном рейсе. А это — совсем другие деньги. Операторы Петербурга, в том числе и крупные, были настроены не на жесткое противостояние, а на сотрудничество. В итоге вхождение на рынок города, по крайней мере для нашей компании, оказалось более мягким, чем в Екатеринбурге, где изначально была примерно такая же ситуация".

"Петербургский рынок быстро растет, — комментирует Роман Рыбаков, руководитель отдела рекламы и PR компании "Tez Tour". — При этом крупные игроки не всегда решают сиюминутные задачи заработать в конкретном текущем сезоне. Есть стратегические задачи по получению доли рынка на том или ином направлении. В целом, "Тез Тур" старается спокойно и адекватно оценивать рынок Петербурга. Демпингом мы не балуемся. А сделанные нами инвестиции в рынок Петербурга считаем полностью оправданными".

Кто в выигрыше

"В любом случае какую-то часть рынка "московские" компании займут, за счет вытеснения с рынка мелких операторов, но доминировать на рынке не смогут, — продолжает Владимир Дорофеев. — Но борьба за ниши рынка приводит к серьезным переизбыткам перевозки по многим направлениям, особенно по Испании, Греции, Турции, Египту".

По мнению Натальи Головленковой, этот прогноз не совсем точен. "Я бы поспорила насчет невозможности для московских операторов доминировать на рынке. Примеры очень удачного вхождения в рынок уже есть. Например, насколько я знаю, "Асент Трэвел" этим летом серьезно увеличил свои питерские объемы по Хорватии, практически поровну поделив рынок с основным местным игроком — "Невой".

В любом случае, пока федеральные операторы готовы инвестировать в рынок Петербурга, местные туристы только выигрывают .Для них расширился диапазон вылетов, увеличился выбор гостиничной базы, которым традиционно сильны московские операторы, и, главное, отпала необходимость ездить в Москву для посадки на удобный рейс. Кроме того, избыток перевозки — тоже хорошая новость для туристов. Если "горят" места на рейсах — жди спецпредложений.