Последние пять лет в развитии международного туризма можно без натяжки назвать переходными. Во-первых, за это время массовый пакетный отдых, который безраздельно царствовал на мировой арене предыдущие 40 лет, окончательно потерял свою доминирующую роль. Во-вторых, наметились и начали активно развиваться новые рынки, которые в ближайшее десятилетие серьезно изменят географию массового туризма в мире.

История становления массового туризма

Чтобы понять масштаб произошедших изменений, стоит совершить небольшой экскурс в прошлое — в 50-е годы прошлого века, когда зарождался массовый европейский туризм. Денег у населения в это время было еще немного, но желание отдыхать, видеть мир становилось все ощутимее. Появились турфирмы, как правило, кооперирующиеся для увеличения капитала, которые организовывали массовые туристические поездки. Проходили они в очень скромных, почти спартанских условиях. Например, немецкое товарищество Touropa организовало тогда так называемый вакационный поезд через города Швейцарии, Италии, Австрии и Германии. Путешествие долгое, а ехать в спальных вагонах — удовольствие недешевое. К тому же в Европе из-за малых расстояний их вообще немного. Поэтому организаторы обычные вагоны просто оборудовали раскладными гамаками для сна.

В это же время начали летать первые самолеты для туристов. А в середине 50-х европейцы открыли для себя Средиземноморье. Все началось с Испании. Кстати, и сейчас каждый третий отпуск у моря в Европе проводится именно в Испании.

В середине 50-х годов Испания встретила европейцев чистейшими пляжами, морем, почти патриархальной красотой. Никакой "инфраструктуры" туризма еще не было и в помине. Так же девственно нетронута была, кстати, и Италия, которую тоже облюбовали европейские туристы. Однако с легкой руки диктатора Франко, определившего туризм как один из источников подъема национальной экономики Испании, на побережье Коста Брава, на Майорке, а затем и в других регионах начало быстро расти число отелей.

Но главное, конечно, цены. Номер в любой гостинице Испании в это время — а также на протяжении 1960-1970-х — обходился на 25% дешевле, чем в Италии, и почти на 40% дешевле, чем в Великобритании, Швеции, Германии. Так именно Испания, а не Италия, стала родиной современного массового европейского туризма. Обслуживание туристов очень быстро заменило самое традиционное в здешних местах занятие — рыбную ловлю.

Испанию на долгие 50 лет "оккупировали" туристы из Великобритании, Германии, Скандинавских стран. Интересно, что французы всегда несколько иначе смотрели на свой отдых. В 1950-х годах во Франции также был бум на отдых как внутри страны, так и за рубежом. Чаще всего французы отправлялись в соседние страны. Жерар Блиц, известный французский спортсмен и вполне состоятельный человек, предложил интересную идею — Club Med (Club Mediterranea). Чтобы французы могли отдыхать за границей в разных местах, желательно каждый раз новых, надо создать своего рода лагеря для взрослых, в которых можно было бы отдыхать, заниматься спортом, развлекаться — и все это all inclusive, никаких денег с собой брать на отдых не надо. Первая деревушка (или городок) Club Med, состоявшая из десятка простеньких соломенных бунгало, появилась на Балеарах. Идея французам понравилась, тем более что в отличие от международных курортов здесь их слух не оскорбляла ни английская, ни немецкая речь. С каждым годом в городках расширялись возможности для отдыха: можно было жить не только в бунгало, но и в отличных коттеджах, рос уровень анимации и т.д. Сейчас таких городков по всему миру порядка 80 на 5 континентах.

К середине 50-х годов относится и такое европейское изобретение, как пакетные туры, сделавшие заграничные поездки доступными для представителей среднего класса. Автором идеи оказался, кстати, потомок российских эмигрантов _ Владимир Райц, один из основателей английской компании Horizon Holiday Group, впервые предложившей пакетные групповые туры.

Итак, середина 50-х — рождение туризма в его современном понимании. Сам турбизнес зародился еще в 19 веке, но только после второй мировой войны массовый организованный туризм стал полноценной отраслью экономики.

Современная ситуация в мировом туризме

Отрасль оказалась на редкость жизнеспособной. Ежедневные поступления от международного туризма, согласно последним исследованиям Всемирной туристской организации (UNWTO), составляют порядка $2 млрд. в день. В 2005 году общая сумма расходов в этой сфере составила $682 млрд., что на $49 млрд., или на 3, 4% превышает показатели 2004 года. Если к этому прибавить $130 млрд., израсходованных иностранными туристами на перевозку, то общая сумма туристического экспорта превысит $800 млрд. А это — 6% общемирового экспорта товаров и услуг, что сопоставимо с экспортом автомобильной и химической промышленности в мире.

А 2007 год для туризма оказался даже успешнее, чем ожидалось. По данным последнего выпуска Всемирного барометра туризма UNWTO, с января по конец апреля международные туристские прибытия выросли в мире более чем на 6% и составили 252 миллиона, что на 15 миллионов больше, чем за торт же период 2006 года.

Международные эксперты убеждены, что мировой рост в 2007 году будет выше прогнозируемых 4%, если до конца года не произойдет каких-либо неожиданных потрясений.

Самой посещаемой страной в мире остается Франция — в 2006 году здесь побывало 76 млн. иностранных гостей, это на 3% больше, чем год назад. Для сравнения, у соседей Франции по туристическому пьедесталу ситуация следующая: Испания приняла 55,6 млн. иностранных туристов, США — 49,4, Китай — 46,8.

У Всемирной туристской организации (UNWTO) есть еще один критерий преуспевания в туризме: доходы от отрасли. Здесь лидер — практически уже недосягаемый — США с $81,7 млрд. Затем идут Испания (47,9 млрд.) и Франция (42,3).

Важно, что рост туризма в 2006 году обогнал долгосрочный прогноз (4,1%) несмотря на риски, с которыми мировой туризм столкнулся год назад — терроризм, санитарные проблемы, вызванные птичьим гриппом, и подъем нефтяных цен. Подъему также способствовало состояние мировой экономики, переживающей один из самых продолжительных периодов устойчивого развития.

Комментируя эту статистику, генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франжиалли сказал ключевые слова: "Турсектор меняется вместе с миром. Это действительно так".

Еще 5 лет назад положение в отрасли было очень тревожным. Последствия теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 годы были для мирового туризма столь тяжелыми, что эксперты всерьез говорили о его кончине. В первый год бронирования в Европе сократились как минимум на 25%. Восстановление же потоков в самих США началось только пару лет назад, а выездной американский поток стабилизировался только в 2006 году. Так что 5 лет, предшествовавшие нынешнему успеху туризма, о котором говорит ВТО, стали для отрасли настоящим испытанием.

Новые реалии и вызовы рынка

Дело не только в теракте, и, как следствие, отказе туристов летать и путешествовать вообще. Здесь сказался целый комплекс проблем. К терроризму добавились война в Ираке, вспышки неизвестных ранее заболеваний (SARS). Таких глобальных явлений не было со времен 2 мировой войны. Но главное, конечно, развитие Интернета и появление низкобюджетных перевозчиков. Интернет и он-лайн бронирование крупные туристические компании мира применяли уже давно, но развитие домашнего интернета оказалось в начале нового тысячелетия той лавиной, которая грозила смести все прежние устои массового туризма. Люди могли не выходя из дома забронировать тур, значит, турагентства не нужны. В этой ситуации многие ведущие туроператоры Европы поспешили снизить или даже вообще отменить агентствам комиссионные.

Еще один удар массовому организованному туризму в том виде, каким его сформировали ведущие игроки, нанесли низкобюджетные перевозчики.

Сейчас в Европе не менее 60 авиакомпаний-дискаунтеров. Вот, например, как оба эти фактора — Интернет и лоу-косты — отражается на одной из ведущих туристических держав мира — Великобритании. В 2005 году 80 млн. человек прибыли или покинули Великобританию рейсами дешевых авиакомпаний. Растет и число агентств, бронирующих отдых с перелетом на low-cost. Легкость бронирований привела к тому, что число агентств вообще по стране уменьшается, а операторов — растет. Агентства теряют клиентов — те уходят к операторам, которые все чаще работают и с прямыми клиентами. Одновременно с 2002 года вдвое выросло число клиентов, готовых самостоятельно бронировать свои туры, как пакетные, так и по частям. Не менее стремительно британский рынок скатывается и к бронированию прямо перед отъездом — last minute.

Другими словами, если российские туристы еще не научились планировать свой отдых заранее, то англичане уже разучились это делать. Зачем, если виза почти никуда не нужна, Европа — давно одна на всех, разницу между выездным и внутренним туризмом видят только чиновники, а билет на low-cost можно заказать и оплатить по мобильному телефону? В итоге объем предварительного бронирования, на котором базировался массовый европейский туризм, сокращается с каждым годом на 4-5%. Единственное, где оно еще держится — бронирование за 1 месяц. Но операторов это мало спасает.

Как следствие всего этого, резко сокращается объем пакетных туров. Компании, предлагающие пакеты, вынуждены адаптироваться — или уходить в узкую специализацию, предлагать нишевые продукты, или ориентироваться на более состоятельных клиентов. Дорогой или комбинированный отдых туристу гораздо труднее сделать самостоятельно.

Скажем, главным пляжным направлением англичан и сейчас остается Испания, но они все меньше интересуются "простыми" турами "море, солнце, пляж" и некогда любимой Коста-Бравой, с которой когда-то вообще начался массовый туризм. Сегодня в 90% случаев отдых в Испании для англичан — не престижно. "Продвинутые" и состоятельные туристы едут на Ближний Восток, в Латинскую Америку, на Карибы. В эти регионы, кстати, перемещаются сейчас и европейские инвестиции.

Другими словами, традиционный отдых "Три С" sun sea sex — уже не милая шутка, а презрительная оценка. Эксперты в один голос говорят: после 2001 года турист стал другим. Привычный пакетный пляжный отдых стал распадаться на фрагменты. Лучше всего продаются различные специализированные версии пляжного отдыха — скажем, "Клубы для молодежи" или тихие курорты с избранными отелями или апартаменты без питания.

Главная тенденция последних нескольких лет — отказ от пакетных семейных путешествий на две недели. Сегодня, например, редкая английская турфирма рекламирует себя, выдвигая на первый план такие туры. Детей в семьях, а соответственно, семейных отпускников становится все меньше, да и сами пакетные туры сейчас воспринимаются как что-то очень банальное. Но главное, большинству англичан теперь неинтересно так долго быть на одном месте, да еще с семьей.

Главные тенденции последних лет в мировом туризме, прежде всего, европейском, который традиционно задает тон в этой индустрии, — это низкобюджетная авиаперевозка, увеличение числа выходных в году, расширение Евросоюза. Все эти факторы зародили в европейцах тягу к частым и коротким поездкам, как на пляж, так и на экскурсии в свои и европейские города. Для этого даже появилось емкое понятие city break — его легко понять по аналогии с coffee break. Так лондонец может отправиться в Рим на выходные всего за 97 фунтов, то есть за 5. тыс. рублей, включая питание, страховку, перелет и все таксы!

В итоге, для той же Испании, которая, можно сказать, выросла на массовом туризме, настали очень непростые времена. Когда-то ведущий курорт страны -Коста-Брава — страдает от недозагрузки. Зато растет спрос на короткие экскурсионные туры по стране. Основные низкобюджетные авиакомпании Европы сделали Испанию одним из своих главных направлений. Каждый год они увеличивают не только объемы перевозки, но и число маршрутов и направлений в этой стране. Возьмем тех же англичан: Ryanair летает в 13 испанских аэропортов, Easyjet и MyTravelLite — в 12, Jet2 — в 6 Thomsonfly — в 5, а немецкая Air Berlin -в 21. По официальной испанской статистике, лоу-косты в 2006 году совершили 116 тыс. рейсов и доставили 29,7% всего турпотока (55,6 млн.). Темпы сумасшедшие — это на 30% больше, чем год назад.

Дальнейшая монополизация мирового туррынка

Европейскому турбизнесу вообще, как и турбизнесу отдельных стран региона сегодня присуща высокая консолидация. Концентрация капитала в туризме началась еще в середине 60-х годов прошлого века, когда стали возникать так называемые вертикально интегрированные туристические холдинги, объединяющие гостиницы, воздушный флот, транспортные компании и агентства. Например, 3 ведущие туроператора Travelplan Iberojet Soltour держат на испанском рынке более 60%. Крупнейшей компанией к 2000 году в мире был немецкий концерн TUI. В конце 90-х лет прошлого века-начале нового тысячелетия он активно скупает фирмы в соседних странах. Купил крупнейшего английского оператора Thomson, а затем — имея виды на Средиземноморье, отправляя туда самые большие потоки туристов, — поглотил лидирующего французского оператора — Nouvelles Frontieres, отправляющего ежегодно почти 2,5 млн. туристов в разные страны мира, в том числе на Средиземное море. NF — единственная во Франции вертикально-интегрированная туристическая группа с многоканальной дистрибуцией через 237 офисов продаж, Интернет, системы Teletext, Minitel и call-центры. Ей также принадлежит 22 отеля сети Paladin на 6900 мест, 2 авиакомпании (Corsair и Aerolyon) с парком из 15 самолетов, 6 из которых "Боинги-747".

Но кризис, вызванный 11 сентября. был столь велик, что даже такой гигант как TUI начал работать с прибылью только в 2005 году и только тогда смог продолжить расширение своих активов. Для того чтобы выживать в условиях позднего бронирования и резко изменившихся покупательских предпочтений, растущего влияния Интернета и лоу-костов международным мега-компаниям нужен максимальный контроль за всей цепочкой: агентство-транспорт-отель.

Совсем недавно в начале этого года два ведущих британских туроператора массового отдыха — Thomas Cook и MyTravel — объявили о слиянии, в результате которого возникнет одна из крупнейших в Европе туристических компаний. Thomas Cook — вторая по величине туристическая группа в Европе после концерна TUI. Это крупнейшая в Великобритании фирма со штатом в 11 тыс. человек и 615 точками продаж, тремя call-центрами, собственным телеканалом. Thomas Cook, один из ветеранов туристического рынка Великобритании, принадлежит немецким акционерам — авиакомпании Lufthansa и розничной сети KarstadtQuelle. По официальному заявлению сторон, в результате этой сделки, которая будет завершена к июню 2007 года, новая компания получит лидирующие позиции в Великобритании, Ирландии, Германии, Скандинавии, странах Бенилюкса, Франции и Канаде.

MyTravel Group (бывшая Airtours) — вторая на английском рынке массового отдыха после Thomas Cook. В компании работают более 14 тыс. человек, причем 5 тыс. — за пределами Великобритании. В прошлом году пакетные туры этого оператора приобрели 6 млн. человек. В его распоряжении 31 самолет, 81 гостиница.

Надо сказать, что обе компании после теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке Thomas Cook смогли стабилизировать положение и выйти на прибыль весной 2006 года, а MyTravel — стабилизировалась лишь к декабрю 2006. MyTravel в последнее время делала неоднократные попытки объединения с другим сильным игроком на рынке.

Реакция крупнейшего в мире туристического концерна TUI на "происки" конкурентов оказалась молниеносной. Уже в феврале 2007 года он сообщил о приобретении британской компании First Choice, которая на европейском рынке занимает четвертую позицию. После завершения предстоящей сделки TUI Travel — так будет называться новая компания — уйдет в отрыв от своего ближайшего конкурента Thomas Cook. В 2005 году совокупная прибыль Thomas Cook и Mytravel составила €12 млрд. TUI и First Choice вместе заработали €18 млрд. Новая объединенная группа TUI-First Choice будет обслуживать порядка 27 млн. туристов на 20 рынках и 200 направлениях.

Растущие рынки

Одновременно с появлением новых реалий туристического рынка такие ведущие направления недорогого пляжного отдыха европейцев, как Испания и Италия, стали испытывать все большую конкуренцию со стороны растущих рынков — Египта, Турции, Хорватии, Туниса, Болгарии. Отдых здесь дешевле, а экология — лучше.

Меняется и картина въездного туризма в Европу. Если раньше основной въездной поток составляли туристы из соседних стран, то есть французы ехали к испанцам, немцы — к итальянцам, англичане — к французам, то сейчас все большую долю с ежегодным ростом не менее 20% составляют китайцы, японцы, корейцы и восточная Европа, в том числе Россия. Так, в 2005 году из азиатских стран в Европу и Великобританию приехало 14 млн.

В некотором смысле Европа оказалась не готова к такому потоку. Например, китайские туристы обычно выбирают 10-дневные туры по Европе или Великобритании, объединяя в нем сразу несколько стран. При этом они стараются экономить на размещении, чтобы основную часть денег истратить на покупки в торговых центрах известных мировых брендов. А во многих странах, включая Великобританию, выбор размещения в диапазоне от дешевого до недорогого очень невелик и в последнее время только сужается. По этой причине и поток туристов из Китая сюда снижается. Во Франции выбор недорогого размещения больше, соответственно, на китайском рынке растет спрос на туры в эту страну. Китайцы любят путешествовать массово, большими группами на нескольких автобусах, не теряя времени при осмотре достопримечательностей. А во многих европейских городах нет больших стоянок для автобусов, нет доступа в центр города и т.д. Интересно, что многие хотельеры и даже операторы из европейских стран настолько не готовы к специфическим требованиям азиатских туристов, что даже отказываются с ними работать.

Дело однако в том, что туристы из азиатских стран массово путешествуют по миру не так давно, а китайцы — вообще не более 5 лет, причем, на государственной основе — им каждый год дают новые направления в некий обязательный список разрешенных для путешествий стран — и в этом отсутствии опыта они напоминают наших туристов начала 90-х годов. Сейчас мы — туристы уже с солидным опытом. Приобретут этот опыт и азиатские страны, которые, кстати, уже преуспевают в создании собственной инфраструктуры туризма.

В любом случае темпы роста туризма в развивающихся странах почти в 3 раза выше, чем в Европе и США. Всемирная туристическая организация опубликовала список из 10 стран, туристический сектор которых в 2007-2016 гг. будет развиваться наиболее стремительно. Вот этот перечень, проценты показывают ежегодный прирост индустрии туризма: Черногория — 10,2%, Китай — 8,7%, Индия — 8%, Румыния — 7,9%, Хорватия — 7,6%, Вьетнам — 7,5%, Латвия — 7,3%, Мальдивы — 7,2%, Албания — 7%, Камбоджа — 7%. В Азии наиболее активными участниками мирового рынка будут оставаться Китай и Индия, в Европе эта роль отведена Черногории.

На российском рынке многие из этих направлений уже освоены как массовые: Хорватия с 1999 года, набирают обороты Китай, Вьетнам, Черногория, куда очень активно идут сейчас российские инвестиции. В Албании и Румынии пока слабовата гостиничная база. Но все очень быстро меняется, и по оценкам наших экспертов, эти направления будут серьезно представлены на нашем рынке уже через два-три года.

Главным фактором развития новых рынков выступил рост доходов населения. Новые рынки и развивающиеся экономики вообще, и азиатские в частности, продолжат свое уверенное движение в туриндустрии по восходящей, считают эксперты Всемирной туристской организации. В то же время в континентальной Европе, особенно в Германии, появились обнадеживающие признаки восстановления экономического роста. Увеличение доли располагаемого дохода и распространение низкобюджетных авиакомпаний открывают доступ к путешествиям все более широким слоям населения, что обещает международному туризму еще один год роста выше среднего прогноза.