"Схема такова: в Китае клиенту продают тур беспрецедентно дешево, фактически по себестоимости, а то и ниже. В России туристическую группу водят по тем объектам и магазинам, которые на не безвозмездной основе сотрудничают с китайским турлидером или гидом", — рассказал порталу "Интерфакс-Туризм" заместитель исполнительного директора по связям с общественностью ассоциации "Мир без границ" Александр Агамов.

По его словам, китайские туристы в таких группах оплачивают наличными по нерыночным ценам товары, часто ненадлежащего качества: янтарь, ювелирные изделия и пр. Прибыль, никак не отраженная в финансовых документах, оседает в карманах турлидера и хозяев таких розничных точек, а значительная часть незаконной прибыли уходит компании-организатору путешествия. "Тем самым она не только отбивает "убыточный" тур, но и утраивает или даже учетверяет прибыль, полностью теневую", — пояснил эксперт.

В результате российская туристическая отрасль, работая в правовом поле, терпит убыток из-за внерыночного демпинга. "Проигрывает и государственный бюджет, не получая того экономического эффекта, которого было вправе ожидать от серьезного роста китайского туристического потока. И сам китайский турист теряет в цене, качестве услуг и товаров и в впечатлениях о стране. Это тем более прискорбно, что китайский турист – один из самых щедрый в мире", — считает А. Агамов.

Как отмечает генеральный директор компании Intourist Thomas Cook Леонид Мармер, туроператорское сообщество уже неоднократно пыталось привлечь внимание к этой проблеме, получившей неофициальное название "серый китайский туристический рынок".

"Экспансия китайских структур в области туризма в разных странах – не только в России – очевидна. Там, куда едут туристы из Китая, их встречают посредники, тоже из Китая. Граждане КНР больше доверяют своим соотечественникам. За последние три года в России это приняло массовый характер, чему способствует и турпоток из Китая, достигающий более 1 млн туристов в год. Они называют себя принимающими компаниями, при этом часто за ними не стоит никакого юридического лица. И все расчеты с туристами в наличных – за билеты в музеи, рестораны и т.д. А там, где идут наличные, отсутствует оплата по налоговым схемам", — рассказал Л. Мармер.

По мнению Александра Агамова, объем недополученных из-за "серых" схем средств может достигать $500 млн. Теневой рынок занимает 50-60% китайского турпотока в Россию, считает он.

"Среди российского профессионального сообщества, предпринимателей, в отраслевых госведомствах есть понимания и сути проблем, и их причин, осталось эти проблемы грамотно решить. Для этого нужна консолидация отрасли и профессиональный диалог. Российские операторы, входящие в "Мир без границ", сейчас готовят свои предложения по изменению отраслевого законодательства и приглашают подключаться к этой работе всех, кого волнует эта ситуация", — отметил А. Агамов.

Л. Мармер также считает, что бизнесу и власти необходимо вместе найти пути решения проблемы. "Мы прикладываем немало усилий для приобретения массового турпотока из Китая, а в результате их обслуживают свои же китайцы, принимают платежи наличными напрямую, зарабатывают на шопинге – водят их по своим же магазинам и ресторанам. И эти деньги утекают обратно в Китай. Если бы кто-то из россиян попытался так работать в Китае, создавая помеху местному бизнесу, поверьте, долго бы он не продержался", — отмечает он.

Решать проблему нужно и в самой России, и в Китае, считает А. Агамов. "Туристические власти Китая и московское представительство ГУТ КНР решительно противодействуют мошенническим схемам у себя на родине и энергично сотрудничают в этом вопросе с профильными ведомствами и общественными организациями здесь, в России", — рассказал он.

По данным Росстата, в 2016 году Россию посетили 1,29 млн китайских туристов, это на 14,8% больше, чем годом ранее.