Фото: Интерфакс

Ранее Роспотребнадзор сообщил, что получает жалобы клиентов туроператоров, не желающих возвращать деньги за туры в Египет. "При уклонении туроператора от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Причем в таком случае степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней соответствующих гражданско-правовых мер", — заявили в Роспотребнадзоре.

Как рассказала руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Coral Travel Марина Макаркова, компании несут реальные убытки, связанные с отменой чартеров и оплатой отелей. "Несмотря на то, что мы несем убытки, было принято решение не штрафовать агентства за аннуляцию туров в Египет. Мы, в свою очередь, ожидаем понимания со стороны потребителей, которым было предложено несколько вариантов замены тура", – отметила она.

"Большинство клиентов удается переориентировать на другие направления, либо они соглашаются оставить деньги на депозите туроператора. Конечно, есть и те, кто желает вернуть деньги. Если клиент пишет заявление на аннулирование тура, туроператор в соответствии с правовыми нормами рассматривает его с позиции реально понесенных затрат. Ведь компания уже оплатила отель, передала средства партнерам и т.д.", — пояснил президент Союза турагентств Сергей Агафонов.

Он отметил, что возврата требует небольшая часть клиентов, тогда как крупные туроператоры предлагают хорошие альтернативы закрытому Египту.

"Более 40% наших туристов согласились переоформить туры, большая часть выбранных ими взамен путевок приходится на Турцию. Кроме того, чаще других направлений клиенты выбирают Индию (Гоа) и ОАЭ. Но массовая замена Египта невозможна, зимой альтернативы ему нет", — признает М. Макаркова.

Как сообщила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, ассоциация получала немало обращений от туристов по поводу отмененных поездок в Египет. "Мы составили и опубликовали инструкцию, где предусмотрены все варианты и алгоритмы. После ее публикации на сайте количество обращений в АТОР уменьшилось в разы. У туриста есть несколько способов решить вопрос с туром: согласиться на замену направления, оставить деньги на депозите оператора, обратиться за возвратом средств и т.д. Если не один результат клиента не устраивает – он всегда может обратиться в суд", — пояснила М. Ломидзе.

Она напомнила туристам, что по закону возврат средств возможен в течение 20 дней с момента подачи заявления.

"Конечно, возврат средств – не самый легкий шаг для бизнеса, вся нагрузка опять ляжет на плечи туроператоров, тем более, что египетские отельеры не возвращают переведенные им средства за гостиницы. Мы считаем, что в урегулировании этих вопросов надо использовать все разумные легитимные варианты", — отметила М. Ломидзе.

"Позиция Роспотребнадзора, призывающего клиентов требовать деньги с туроператора, нам не совсем понятна. Туроператорам просто негде взять эти деньги сразу, ведь они уже переданы партнерам", — сообщил С. Агафонов.

В АТОР также напоминают, что туроператор не имеет отданных ему денежных средств на своем счету: "Он перечислил их по поручению клиентов в отель и авиакомпании. В связи с большим количеством обращений по турам в Египет надо быть готовым, что одномоментный возврат всех денежных средств всем туристам невозможен. Не исключено, что придется подождать, когда туроператор согласует возврат со своими партнерами".

С 6 ноября в России введен запрет на воздушные перевозки в Египет. Туроператорам и турагентствам рекомендовано приостановить продажу туров. Это решение было принято после того, как одной из основных версий крушения самолета А321 авиакомпании "Когалымавиа" 31 октября на Синайском полуострове стал взрыв бомбы на борту. Под запрет попали и курорты Красного моря, и Каир.

На момент закрытия Египта там находились около 80 тыс. россиян. Сейчас самолеты летают из России пустыми, забирая туристов из страны. Вперед продано 140 тыс. путевок в Египет с глубиной до марта 2016 года.