Москва. 15 июля. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — Недавняя история с банкротством туркомпании Vasco Detur, в результате которого, по предварительным данным, пострадали более 600 россиян, показала, что страхового покрытия в 10 млн. рублей для компенсации убытков туристов может оказаться недостаточно. В кругах турбизнеса сейчас активно обсуждается вопрос о повышении этой суммы. Своим мнением на эту тему поделились представители российского турбизнеса и страхового рынка.

Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии (РСТ):

-Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что финансовые гарантии должны быть пропорциональны реальной ответственности туристических компаний. Не надо устанавливать какую-то сумму – одну на всех. Сумма должна быть дифференцированной в зависимости от реальных оборотов компании

Конечно, этот вопрос будет еще рассматриваться и на президиуме и на правлении РСТ , но на мой взгляд, должна устанавливаться минимальная сумма гарантий, выше которой гарантии уже будут дифференцироваться в зависимости от оборотов фирмы.

Для крупных туроператоров гарантии и в 50 млн рублей обойдутся в сравнительно небольшие расходы. Но было бы правильно, если бы и отдельные туроператоры, и их объединения добровольно взяли на себя повышенные обязательства по гарантиям. Такое решение было бы не только экономически обоснованно, но и могло бы иметь маркетинговый эффект

А пока за банкротства Vasco Detur заплатили в основном агентства и сравнительно небольшие туроператоры, в частности, региональные. Об "эффективности" действующей системы фингарантий говорит и тот факт, что турбизнес за них заплатил страховым компаниям несколько сот миллионов рублей, а страховщики по гарантиям выплатили туристам миллионов десять, не больше.

Илья Иткин, генеральный директор туркомпании «Пак Групп»:

-Первая же крупная форс-мажорная ситуация в связи с банкротством турецко-австрийской фирмы показала, что суммы в 10 млн. рублей на всех может и не хватить. Поэтому мы за то, чтобы сумма финансовой гарантии для операторов по выездному туризму, которую можно использовать для выплат, была увеличена. Возможно, в пять раз, до 50 млн. рублей. Мы к этому готовы.

Предполагаю, что повышение суммы произойдет не ранее 1 января 2009 года и не позднее конца июня следующего года, когда у многих туроператоров закончится срок действия нынешних гарантий.

В какой-то мере повышение страхового покрытия обязательно повлияет на рынок туристических услуг в России: некоторые туроператоры не смогут "потянуть" сумму в 50 млн. и перейдут от туроператорской деятельности к турагентской.

Правда, российский туррынок укрупняется с каждым годом и независимо от введения фингарантий. В любом случае, решение о повышении должно появиться, а туркомпании должны найти эти деньги, чтобы защитить своих клиентов!

Елена Скуратова, начальник управления комплексного страхования в туризме группы «Ренессанс Страхование»:

-Когда принимался закон о введении финансовых гарантий для российских туркомпаний, были установлены некие усредненные суммы. На самом деле размеры фингарантий давно уже требуют пересмотра — в первую очередь для туроператоров, занимающихся выездным международным туризмом. 10 млн. рублей для туркомпаний «первого эшелона», которые у всех на слуху, — это очень мало. Да и 50 млн. рублей — это тоже для них не более, чем стоимость нескольких чартерных рейсов.

На мой взгляд, сумма страхового покрытия и финансовой гарантии должны зависеть от оборотов компании, от уровня ее доходов. Надо условно разделить всех туроператоров на три группы в зависимости от их оборотов и установить для них различные финансовые гарантии, сохранив при этом разумный подход: богатые должны платить больше.