Комментарии 18 марта 2015 г. 10:33

Год перемен: как отразилось вхождение Крыма в РФ на туристическом бизнесе полуострова

Год перемен: как отразилось вхождение Крыма в РФ на туристическом бизнесе полуострова
Фото: Интерфакс

Москва. 18 марта. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Потеря иностранных туристов и приток российских, транспортный коллапс и грядущий сезон, который может стать удачнее 2013 года – "Интерфакс-Туризм" оценивает изменения, произошедшие в туротрасли Крыма, с момента вхождения полуострова в состав РФ.

Год перемен: как отразилось вхождение Крыма в РФ на туристическом бизнесе полуострова
Фото: Интерфакс

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе прошел референдум, в ходе которого большинство жителей проголосовало за вхождение региона в состав России. Уже 18 марта был подписан договор об образовании новых субъектов РФ – Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

За этим последовало осуждение мирового сообщества и череда санкций со стороны Евросоюза и США. Внешнеполитическая ситуация сказалась и на развитии туризма в регионе: Крым практически лишился иностранных туристов.

Трудности перевозки

Главным ударом по туризму Крыма стала отмена железнодорожной перевозки из России через территорию Украины. При этом добираться до курортов полуострова наземным транспортом оказалось нелегко: Керченская переправа не справлялась с возросшей нагрузкой, в пиковый сезон автомобильные очереди на паром составляли десятки километров, путешественникам приходилось ждать погрузки сутками. Из-за этого многие разворачивались и отправлялись отдыхать в Анапу, которая, по выражению министра курортов Краснодарского края, "трещала по швам".

В итоге число путешественников, посетивших Крым, снизилось: если в 2013 году их было почти 6 млн, то за 2014 год курорты полуострова посетили 4,1 млн туристов. Однако глава Ростуризма Олег Сафонов оценил такой результат положительно. "Перед нами стояла задача сделать так, чтобы в Крым приехали 3 млн туристов. То есть, мы перевыполнили план", - отметил он.

Российские власти разработали целый ряд мер, чтобы привлечь в Крым отдыхающих из России. В крымские здравницы массово направляли льготников, силовикам рекомендовали отдыхать в пределах страны, выделяли федеральные средства на программу по развитию туризма, субсидировали авиаперелеты в Крым из других регионов, число рейсов в Симферополь заметно увеличилось.

Статистика

По словам министра курортов и туризма республики Елены Юрченко, в 2014 году количество россиян, отдохнувших на полуострове, выросло более чем в три раза. Она также отметила, что туристы принесли региону совокупный доход в размере более 107 млрд рублей. При этом доход, полученный бюджетом только от субъектов туристской отрасли, составил более 1,5 млрд руб.

Согласно статистике министерства туризма республики, в 2014 году 39% отдыхающих отдали предпочтение Ялтинскому региону, в Алуштинском побывало 17%, также среди самых популярных Евпаторийский регион (16%), Судакско-Феодосийский (9%) и Сакский (7%). Средняя продолжительность пребывания туристов в Крыму составила в 2014 году 13 дней.

В июле и августе санатории и гостиницы полуострова были заполнены в среднем на 44%, при этом загрузка детских учреждений превышала 70-80%, а в отдельных здравницах составила 100%. В число самых востребованных вошли санатории городов Саки, Евпатория, Большой Ялты. При этом даже в низкий сезон – в ноябре и декабре 2014 года – средняя загрузка работающих средств размещения составила 50%, тогда как годом ранее они были заполнены лишь на 30-35%.

Начало 2015 года позволило делать позитивные прогнозы. Число туристов, отдохнувших в Крыму в январе-феврале 2015 года, выросло на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, и составило 118,6 тыс. человек (в начале прошлого года этот показатель составлял 80,1 тыс.). В первые два месяца года работающие санатории и гостиницы были заполнены на 23%, при этом отдельные объекты были загружены на 80-100%.

Туроператоров начало сезона радует

Российские туроператоры, многие из которых переориентируются на внутренний туризм, уже сформировали пакетные туры в Крым разных ценовых категорий. "Интерес к направлению есть, тем более что существуют определенные категории потребителей, которые будут отдыхать в России, не выезжая за границу, - считает гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная. – Мы уже продаем билеты в Симферополь, и на них есть спрос, на днях откроем продажу пакетного продукта. Уверена, что и он будет востребован, и самолеты пустыми летать не будут".

"В 2014 году работать с Крымом было тяжело, причиной тому стали серьезные транспортные проблемы, главным образом с попаданием на полуостров через Керченскую переправу, - отметил гендиректор туркомпании "Дельфин" Сергей Ромашкин. – Но 2015 год обещает быть удачнее: в течение прошлого года и аэропорт Симферополя, и переправа постепенно наращивали мощности, будем надеяться, что в этом году все желающие смогут попасть в Крым. Тем более что потенциальный интерес к его курортам растет, уже сейчас продаж на 50% больше, чем в марте 2013 года – по понятным причинам, с показателями марта 2014 года мы не сравниваем. А ведь 2013 был одним из самых удачных за последние годы сезонов в Крыму. Если такая тенденция сохранится, то 2015 год будет даже лучше позапрошлого".

По мнению туроператоров, для внутреннего туризма расклад последних лет принципиально не поменяется. "Например, Крым и Краснодарский край всегда были курортами-конкурентами, у каждого из них определенная рыночная доля, которая зависит от предпочтений самих отдыхающих, и повлиять на это соотношение в глобальном плане не получится", - сообщил С.Ромашкин.

По мнению О.Сафонова, закрепить статус круглогодичной территории отдыха Крыму поможет, в числе прочего, планируемое открытие в регионе игорной зоны. Главным же образом Ростуризм надеется на рост туристического потока за счет повышения транспортной доступности полуострова: расширения пропускной способности аэропорта Симферополя и Керченской переправы.

Кстати, в начале марта стало известно о предложении членов Общественной палаты РФ создать в Крыму второй крупный аэропорт, который бы решил проблему доступа туристов к курортам южного берега полуострова. Однако эта идея не нашла поддержки ни у руководства ОП, ни в Минтрансе РФ.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще