Комментарии 11 декабря 2012 г. 12:37

Под турецким солнцем

Почему российские туристы по-прежнему не любят отдыхать в России

По данным Ростуризма, 33 млн наших соотечественников ежегодно отдыхает на родине. Для сравнения: количество россиян, выехавших за рубеж в 2011 году, составило 43,7 млн человек. Таким образом, если верить официальной статистике, внутри страны перемещается около 23% граждан, а за границу выезжает 30% населения.

Получается, что "берег турецкий" по-прежнему привлекательнее для россиян побережья Черноморского. Обусловлено это в первую очередь тем, что в России не хватает инфраструктуры для отдыха – в первую очередь недорогих 3* отелей европейского уровня.

По мнению генерального директора компании "Дельфин" Сергея Ромашкина, хотя проблемы российских гостиниц преподносятся в несколько преувеличенном виде, гостиничному сектору России действительно не хватает "качественной середины". В регионах России преобладают гостиницы и турбазы "советского типа", со старой сантехникой в номерах и неприветливым персоналом.

Правда, в последние годы экспансию на российский рынок начали такие гостиничные бренды, как Marriott, Rezidor, Intercontinental, Accor. Руководство этих корпораций считает Россию одним из наиболее быстрорастущих рынков, поэтому продолжает строить новые гостиницы и в столице, и в регионах. Тем не менее, новые отели в России строятся преимущественно высокой категории, рассчитанные не на туристов, а скорее на бизнес-публику.

По словам туроператоров, предлагающих отдых на внутреннем рынке, одной из основных причин, по которым россияне предпочитают отдыхать за рубежом, является высокая стоимость пакетных туров по России. Например, сравним – турпакет в Сочи в летнее время будет стоить от 30 до 50 тыс. рублей на человека в гостинице 3* (проживание, перелет, трансфер). Стоимость "горящей" путевки в Турцию обойдется как минимум вдвое дешевле.

Стоимость проживания в сочинской и турецкой гостинице находится примерно на одном уровне. Встает вопрос: почему Турция значительно дешевле? В Российском союзе туриндустрии (РСТ) этот факт объясняют просто: наличие чартерных рейсов и больших блоков мест у туроператоров по Турции и Египту, которые демпингуют и распродают путевки по заниженным ценам, если продажи идут не самым лучшим образом.

У туроператоров есть элементарное обязательство заполнить самолет, который они фрахтуют, к тому же авиакомпании не готовы возвращать турфирмам деньги за выкупленные заранее места при их незаполнении. Отсюда и берутся "смешные" цены на туры: туроператору зачастую лучше уйти "в минус", но получить хоть что-то.

Как поясняют эксперты, высокие цены на отдых в России объясняются внушительной стоимостью регулярной перевозки на курорты, отсутствием чартеров, а также проблемами с покупкой железнодорожных билетов, в частности, отсутствием скидок для туроператоров и невозможностью приобрести билеты ранее, чем за 45 дней до отправления.

На государственном уровне не раз обсуждался вопрос о снижении стоимости авиабилетов на российских направлениях с помощью отмены НДС на внутренние авиаперевозки (минус 18% от стоимости перелета).

"Даже если отменить НДС на внутрироссийских рейсах, глобальных изменений в ценообразовании не произойдет, особенно учитывая непрекращающийся рост стоимости топлива. Нужна системная государственная программа развития инфраструктуры перевозок в России", - считает коммерческий директор национального туроператора "Алеан" Оксана Булах.

Еще одним способом снижения стоимости авиаперелета, по мнению экспертов, является государственная поддержка бюджетных авиакомпаний. Напомним, после уходы с рынка лоукост-авиакомпаний "Скай Экспресс" и "Авианова", было сразу зафиксировано повышение тарифов на ряде направлений.

По словам О.Булах, лоукостеры в России ушли с дистанции, т.к. для них не были созданы льготные условия: в частности, стоимость обслуживания в аэропортах ничем не отличалась от обычных авиакомпаний.

"В нынешнем состоянии российской авиаотрасли создание лоукост-компании невозможно – экономически эта модель не будет оправдана. Это может быть лишь политическое решение, например создание лоукостера как дочернего предприятия авиакомпании "Аэрофлот", - сообщил заместитель генерального директор компании "Максимайс" Александр Морозов.

По его словам, в России нужно развивать региональные аэропорты и создавать там конкуренцию, т.к. из-за наличия местной базовой авиакомпании, с которой у аэропорта сохраняется связь, отсутствует конкуренция, цены на авиабилеты поднимаются.

С.Ромашкин считает, что в РФ нужны дотации перевозок на туристических направлениях внутри страны либо установление предельной стоимости авиабилета. Не секрет, что существует ряд направлений (Байкал, Дальний Восток, Алтай), на которых рейсы осуществляют двумя-тремя перевозчиками, поэтому стоимость авиабилета из Москвы начинается от 20 тыс. рублей.

"В России происходит локализация рынка туризма. Например, Байкал по статистике посещают более 1 млн туристов в год, однако основная их часть приезжает из приграничных областей. Для Москвы этот рынок закрыт", - констатировал С.Ромашкин.

Одной из важнейших проблем российского внутреннего туризма, по мнению экспертов, является отсутствие маркетинговой активности и грамотного брендирования.

"Маршруты внутри страны заездили", - в один голос говорят специалисты. Действительно, наиболее известным российским экскурсионным "брендам" – Золотому кольцу и двум столицам – уже много лет, а нового на рынке, за исключением Великого Устюга, ставшего резиденцией российского Деда Мороза, ничего не появляется.

Большую роль при выборе места отдыха играет и мотивация туристов. Эксперты отмечают, что большинству россиян в большей степени хочется загорать и лежать на пляже, нежели ходить по музеям и узнавать что-то новое о своей стране.

По мнению генерального директора туроператора "Орфей" Михаила Романова, для того чтобы ездить в культурно-познавательные туры, у человека должен быть определенный уровень культуры.

"В России произошло падение культурного уровня, и пропала мотивация отправляться в экскурсионные туры, - сетует он. – "Средний" портрет современного туриста, путешествующего по России – женщины предпенсионного возраста".

Впрочем, как отмечают исследователи, в последнее время ситуация начала меняться, и в последнее время среди россиян заметно увеличилась доля планирующих провести свой летний отпуск на родине. Согласно исследованию холдинга "Ромир", за последние шесть лет с 38% до 47% увеличилась доля россиян, планирующих отдохнуть, не выезжая из России. Значительно чаще об этом заявляют респонденты старше 35 лет (52%), однако и среди возрастной группы 18-25 лет этот показатель достигает 38%. При этом растет мобильность отдыхающих, предпочитающих дачному отпуску турпоездки по стране.

Кроме того, меняется ситуация на выездном туристическом рынке – туроператоры всерьез задумываются об ответственности и объединяются с целью борьбы с демпингом. Таким образом, вполне вероятно, что совсем скоро туры на массовых направлениях перестанут продаваться по бросовым ценам.

Еще летом 2011 года Турция была отнюдь не дешевой – она оказалась одним из наиболее рентабельных направлений, т.к. продавалась по "своей" цене. По словам генерального директора компании "Пегас" Анны Подгорной, туроператоры выездного туризма начали более взвешенно подходить к своим летним программам, стараясь не ставить лишней перевозки, не опускаться до демпинга, четко рассчитывать каждый свой шаг.

"Безусловно, есть и те, кто пытается крушить рынок, но это скорее исключение, нежели тенденция", - сказала А.Подгорная.

Отдых на родине имеет немало плюсов – отсутствие визы, языкового барьера, серьезной смены климата и кухни. Присутствует и положительная динамика в гостиничном секторе: отели проводят масштабные реконструкции, работают над улучшением сервиса, а также начинают использовать маркетинговый подход для привлечения туристов. Однако пока о популярности отдыха в России говорить рано.

"Внутреннему туризму не хватает информации – нужна единая информационная площадка с адресной, понятной рекламой", - считает С.Ромашкин.

Дарья Вениславичева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще