Новости 4 сентября 2009 г. 18:18

"Виноваты" Турция, Абхазия и Белоруссия

Столичные операторы, отправляющие россиян на Черное море, недосчитались почти трети клиентов

Москва. 4 сентября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ - На начало сентября спад по курортам Краснодарского края и Крыма московские туроператоры оценивают в среднем в 20-27%.

По их словам, «подвел» операторов высокий сезон - июль и август.

"В июне продажи шли неплохо, с отставанием от уровня пошлого года в 10-12%, правда, с очень небольшой глубиной продаж - примерно две недели. Была даже надежда на то, что в высокий сезон продажи активизируются, - сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор компании «Ориент» Анатолий Гусев. - Однако в июле продажи пошли хуже, а в августе и вовсе «встали»".

В итоге, как заметил собеседник, по отношению к июлю-августу прошлого года спад составил, в зависимости от направления, 20-25%.

Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин в целом оценивает спад в 30%, а по некоторым датам - 50%.

Впрочем, по курортам и операторскому рынку «картина» не равномерная. Несколько выиграли в объемах те операторы, которые в качестве «антикризисной меры» давали агентам 15% комиссии против обычных 10-13%, и благодаря этому «перетянули» некоторую часть клиентов у своих коллег.

Что касается курортов, то, по словам туроператоров, в лучшем положении оказались менее дорогие Анапа и Геленджик – здесь спад составил примерно 15%, тогда как по Сочи он перешагнул даже 30%.

Неожиданным для операторов стал низкий спрос на Крым. В итоге падение - как минимум на 30%. И это несмотря на то, что курс гривны упал относительно рубля, а операторы снижали цены.

По мнению С.Ромашкина, столь существенное снижение объемов продаж вызвано не только общим падением спроса: оно оценивается не более, чем в 15%. Вклад в неудачный сезон внесли и другие факторы. Так, значительная часть клиентов в этом году покупала путевки в санатории и пансионаты и номера в отелях напрямую, рассчитывая сэкономить.

«Многим хотельерам пришлось осваивать прямые продажи впервые за последние десять 10 лет, - сказал С. Ромашкин. - Если раньше объем прямых бронирований составлял не более 5%, то в этом году достигал 20-25%. Причем сами операторы настаивали на том, чтобы хотельеры продавали места напрямую, чтобы те повысили загрузку».

Еще одна причина существенного спада продаж в турфирмах - крах традиционной ценовой политики хотельеров и операторов. Обычно в июне места продавались по себестоимости и ниже, а в июле-августе здравницы и операторы компенсировали потери. Разница в цене достигала 40%.

Нынешний год показал, что люди, желающие отдохнуть в высокий сезон, не хотят «доплачивать» за тех, кто отдыхал в июне. «Когда-то сами операторы подталкивали хотельеров к гибким ценам, - пояснил "Интерфакс-Туризму" С.Ромашкин, - но, похоже, пришло время «линейной» цены, когда на протяжении всего сезона она одинакова или варьируется очень незначительно».

Перетянули россиян с российских курортов Абхазия и «турецкие операторы». В июле турецкие операторы пошли на невиданное снижение цен, особенно привлекательно эти предложения выглядели в регионах. Так, из Уфы можно было улететь на неделю за 16 тыс. руб., тогда как только авиабилет в Сочи стоил 14 тыс. руб.

Этим летом россияне также впервые очень активно поехали в соседнюю Белоруссию. Здесь, как выяснилось, отдохнуть, а главное, поправить здоровье в санаториях можно за очень доступные деньги.

Как сообщают туроператоры, цены на отдых здесь в два-три раза ниже, чем в Подмосковье или на Черном море, а питание, воздух, общая атмосфера отдыха – великолепные. Это и определило выбор россиян, заставив смириться с отсутствием в Белоруссии моря и современной индустрии развлечений.

Что касается бархатного сезона, то пока уровень продаж соответствует июньскому: падение относительно прошлогоднего сентября составляет около 12%. Структура спроса в сентябре отличается тем, что больше покупают дорогие санатории, поскольку цены в них снижаются. Так, если летом за 14 дней в «Светлане» или «Орджоникидзе» надо заплатить более 40 тыс. руб. при двухместном размещении, то в сентябре - около 30 тыс. Осенью также повышается спрос на одноместное размещение.

Если говорить о будущем, то ключевым вопросом является цена, сказал С. Ромашкин. Но уверенности, что хотельеры смогут снизить цену, у операторов нет. Поскольку для этого необходимо снизить издержки, а хотельеры не знают, как это сделать. Тем более, что большинство впервые столкнулись с падением продаж.

А. Гусев согласен, что ценовая политика и курс рубля решают все. "Если хотельеры снизят цены, и подешевеет рубль, то сезон-2010 может быть удачным, - сказал он. – Если хотя одного из этих факторов не будет, сезон будет провальным".

Любовь Ямутова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще