Новости 5 июня 2009 г. 18:17

Чартеры не сдаются

В условиях кризиса чартерные перевозки сократились, а регулярные – выросли. Однако не исключено, что в июле-августе чартеры вернут утраченные позиции на туристическом рынке

Москва. 5 июня. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ - Уменьшение чартерных объемов составляет сейчас в среднем по отрасли не менее 25%, считают на туристическом рынке.

На чартерные рейсы приходится подавляющая доля туристической перевозки. Согласно статистическим данным, в прошлом году примерно 11,8 млн. россиян посетили другие страны, более 10,3 млн из них - отправились туда чартерами. Рост чартерных перевозок в прошлом году составил 13%. Понятно, что в этом году туроператоры планируют не рост, а спад.

Вернее, планировали. Учитывая нестандартную ситуацию, осложненную экономическим кризисом, свои договоры с авиакомпаниями туроператоры подписали как никогда поздно - в апреле и даже в мае. Между тем, в предыдущие годы общие черты чартерных программ были очевидны уже к концу марта.

Причем многие туроператоры в условиях возможного 30-40% падения турпотоков на разных направлениях перестраховались и отдали предпочтение регулярным авиаперевозчикам.

Причины такого выбора очевидны: больше всего спрос упал в сегментах недорогого отдыха, то есть именно того, который и составляет основной чартерный поток. В дорогом сегменте падение не столь заметно, соответственно, дорогая перевозка найдет себе применение. Тем более, что благодаря отмене топливного сбора и некоторых других тарифов авиакомпании снизили цены на билеты.

Характерный пример – Арабские Эмираты, куда нынешним летом из Москвы вообще не осуществляются чартерные рейсы. Впервые в нынешнем сезоне туркомпания «Спейс Трэвел», например, отменила свою чартерную программу в Дубаи.

"Зачем она нужна, если авиакомпании Emirates, Etihad и «Аэрофлот» совершают в эту страну 28 рейсов в неделю, - пояснили "Интерфакс-Туризму" в компании. – К тому же россиян, решивших летом отдохнуть на морских курортах ОАЭ, не так много. Во-первых, кризис, а во-вторых, Эмираты в России воспринимаются пока как исключительно зимнее направление".

Естественно, каждый туроператор по-своему решал, какое направление и на сколько сократить. Однако в большей степени "секвестированию" подверглись главные направления массового зарубежного отдыха – Турция, Греция, Испания, Хорватия, Болгария.

С другой стороны, как только турбизнесу этих стран стал понятен истинный масштаб падения российского спроса, как они начали принимать активные контрмеры. Так, Болгария не только упростила визовой режим для россиян, но и начала вбрасывать на российский рынок одно спецпредложение за другим.

Аналогичные меры приняла Греция, отменила визы для наших туристов Хорватия. Соответственно, тот небольшой ручеек, который тек в эти страны в апреле-мае, к июню стал приобретать более привычные очертания и напоминать туристический поток.

"Самолеты на Болгарию летят полностью загруженными, - сказала "Интерфакс-Туризму" заместитель генерального директора компании "Солвекс Трэвел" Людмила Сысойкина. - Все туроператоры настолько ужали свои полетные программы, что на направлении явно ощущается нехватка билетов, чего уже давно не было на рынке".

В итоге многие урезанные из-за кризиса чартерные программы туроператорам приходится вновь корректировать – к счастью, в сторону увеличения.

По словам генерального директора «Капитал Тур» Инны Бельтюковой, в этом году в компании было принято решение сократить число чартерных рейсов как из Москвы, так и из регионов на 25-30%.

"Это коснулось в первую очередь Испании и Греции, - сказала И. Бельтюкова. - Однако в безвизовые Хорватию и Тунис, на которые у нас хороший спрос, мы, наоборот, ввели дополнительные чартерные цепочки. Так, в частности, вместо четырех чартерных еженедельных рейсов в Тунис, уже в июне появится шесть".

По ее словам, в регионах ситуация несколько грустнее.

"В большинстве городов остались чартерные рейсы в Турцию и регулярные авиарейсы, однако общий спад по чартерным перевозкам на курорты массового отдыха составляет до 40%, - пояснила И. Бельтюкова. - Некоторые направления из регионов вообще пришлось закрыть".

Президент туркомпании «Мегаполюс Турс» Эдуард Кузнецов считает, что падение чартерного рынка в целом по России составляет не менее 50%.

"Заметно сократилось в мае-июне этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число чартерных рейсов в Грецию и Хорватию, - сказал Э. Кузнецов. - Из-за дороговизны отдельных направлений произошло перераспределение турпотоков: те, кто планировал отдохнуть в Испании, отправились или отправятся в более дешевые Турцию или Грецию".

По его словам, вряд ли в июне туроператоры будут как-то серьезно корректировать свои чартерные программы.

"Если не будет второй волны кризиса, которую ждут в июне, и спрос останется на нынешнем, вполне положительном уровне, то туроператоры смогут пойти на расширение своих чартерных программ, - добавил он. – Я думаю, речь может идти только о самом высоком сезоне".

Федор Юрин

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще