3 сентября вступают в силу поправки в закон о туристской деятельности, принятые 4 июня 2018 года. Один из пунктов поправок касается вопроса о том, когда появляются основания для выплаты страхового возмещения клиентам туроператора в случае, если он не исполняет договорные обязательства перед ними. По действующей редакции закона, датой страхового случая считается день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения своих обязательств.

В новой редакции появилось положение о том, что "в случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца шестнадцатого части пятнадцатой статьи 4.2 настоящего Федерального закона".

Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма является Ростуризм. Поэтому в ситуации с "Натали Турс" после 3 сентября Ростуризм сможет исключить туроператора из реестра, не дожидаясь его заявления об остановке деятельности. Портал "Интерфакс-Туризм" попросил ведомство прокомментировать эту ситуацию.

"Решение относительно исключения из единого федерального реестра сведений об ООО "Панорама Тур", которое является юридическим лицом "Натали Турс", будет приниматься Ростуризмом исходя из фактической ситуации, связанной с деятельностью данного туроператора на момент вступления в силу указанной нормы. В случае, если такое решение будет принято, туристы туроператора смогут воспользоваться механизмом страховых возмещений", — сообщили в пресс-службе.

Директор ассоциации туроператоров по выездному туризму "Турпомощь" Александр Осауленко подтвердил, что исключение станет возможным, но, по его словам, Ростуризм будет аккуратно подходить к подобным случаям.

"У нас появится еще один инструмент для исключения туроператора из федерального реестра, но это не означает, что Ростуризм будет махать шашкой и принимать подобные действия в отношении "Натали Турс" незамедлительно. Ведомству надо будет обосновать юридически свое решение. В противном случае "Натали-Турс" сможет подать иск через суд на восстановление в реестре", — сказал он порталу "Интерфакс-Туризм".

В Ростуризме также добавили, что клиенты "Натали Турс" могут обращаться с заявлениями о возврате средств к туроператору, а если эти заявления не будут удовлетворены — в суд.

Компания "Натали Турс" 4 июля объявила об аннуляции всех подтвержденных туров до 30 сентября. По оценкам экспертов, до конца года она продала около 30 тысяч туров на общую сумму не менее 1,2 млрд рублей. При этом глава туроператора Владимир Воробьев заявил, что не будет останавливать деятельность, и предложил туристам вместо поездок гарантийные обязательства о том, что они смогут поехать в тур соответствующей стоимости летом 2019 года. Часть клиентов согласились на это предложение, многие стали обращаться в суд.

Страховая компания "Ингосстрах", где застрахована ответственность туроператора, в понедельник заявила, что готова выплачивать компенсации пострадавшим клиентам в объеме, который покрывается финансовой гарантией туроператора, но только после того, как он объявит об остановке деятельности.