Новости

20.03.2018 20:12

Аналитики предсказали рост авиаперевозок в РФ в 2018 году на 5,5%

МОСКВА. 20 МАРТА. ИНТЕРФАКС — "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА) в 2018 году прогнозирует рост авиаперевозок в РФ на 5,5% по сравнению с прошлым годом, следует из сообщения агентства.

Так, по прогнозу АКРА, российские авиакомпании перевезут по итогам года 110,8 млн человек (в 2017 году — 105 млн), а с учетом вклада иностранных авиакомпаний результат может составить 130,9 млн человек (в 2017 году — 124 млн). Рост рынка обеспечат "благоприятный макроэкономический фон", ожидаемое восстановление регулярного авиасообщения с Египтом и проведение в России Чемпионата мира по футболу, полагают эксперты агентства.

"По нашим оценкам, в случае возобновления с середины этого года авиасообщения с курортными городами Египта дополнительный прирост пассажиропотока в 2018 году может составить 1,9%. С 2019 по 2020 год пассажиропоток по этому направлению будет постепенно увеличиваться, но уже не окажет существенного влияния на динамику рынка", — отмечается в сообщении АКРА.

По итогам 2018 года пассажиропоток на международных рейсах превысит внутрироссийский, достигнув 66,3 млн против 64,6 млн человек соответственно.

В 2022 году, по оценке агентства, российские авиакомпании перевезут 119,8 млн человек, объем рынка авиаперевозок в РФ с учетом иностранных авиакомпаний вырастет до 142,2 млн пассажиров.

Наибольший прирост в ближайшие годы покажут международные перевозки (вырастут в 2022 году на 25,7%, до 77,3 млн), в том числе иностранными авиакомпаниями воспользуются 22,4 млн человек (+17,9%). Внутренние перевозки будут расти значительно медленнее и по итогам 2022 года достигнут 64,9 млн человек (+3,7%), прогнозируют аналитики.

Вместе с тем рентабельность российских авиакомпаний находится под давлением, полагают эксперты агентства. "Существенному подъему авиарынка в 2017 году способствовало снижение стоимости перевозок. По предварительным оценкам АКРА, снижение среднего по отрасли показателя RASK (выручка от перевозок в расчете на один кресло-километр предельного пассажирооборота — ИФ) составило 6-9%. В сегменте железнодорожного пассажирского транспорта дальнего следования, наоборот, наблюдался рост стоимости перевозок — по некоторым направлениям в прошлом году продолжился переток пассажиров в пользу авиационного сегмента. Динамика тарифа на железнодорожном транспорте во многом определяется индексацией расходов на инфраструктуру, что закладывается в стоимость проезда, однако на 2018 год было принято решение не индексировать как расходы на инфраструктуру, так и тарифы для пассажиров. В последующие годы динамика стоимости авиаперевозок останется на уровне, сопоставимом с железнодорожными перевозками, поэтому предпосылок для дальнейшего значительного перетока пассажиров мы не видим", — говорится в сообщении.

При этом динамику стоимости перевозок продолжит определять не только баланс между воздушным и железнодорожным транспортом, но и общие тенденции развития рынка авиаперевозок, считают эксперты. В частности, влияние будет оказывать заметный рост цен на керосин, который начался в 2017 году. Так, индекс МАУ (рассчитывается Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей, отражает динамику цен топлива в аэропортах Московского авиационного узла) за прошлый год увеличился на 25% (в январе-феврале текущего года наблюдалась его небольшая коррекция). "Такая динамика цен на топливо объясняется изменением рублевой цены на нефть. Мы рассчитываем, что в дальнейшем корреляция между рублевыми ценами на нефть и ценами на керосин сохранится. По нашему прогнозу, с 2018 по 2022 год среднегодовой рост цены на керосин возможен в диапазоне 2-4%", — считают в АКРА.

Среди других факторов влияния на стоимость авиаперевозок эксперты выделяют планы Минтранса РФ по унификации сборов на аэропортовые услуги для иностранных и российских авиаперевозчиков, расходы на заработную плату дефицитного летного персонала; переоценку потенциального роста рынка и соответствующее расширение провозных мощностей, что также может негативно отразиться на рентабельности.

"Между авиакомпаниями обострена ценовая конкуренция, поэтому полностью переложить рост расходов на пассажиров им не удастся. Мы ожидаем, что в результате рентабельность по сегменту снизится. Согласно нашим предварительным оценкам, рентабельность по EBITDA российских авиакомпаний по итогам 2017 года может оказаться на 5-7 процентного пункта ниже уровня прошлого года и составит 5-8%. Снижение негативно отразится на уровне долговой нагрузки в целом по отрасли, что ухудшит кредитоспособность российских авиаперевозчиков", — отмечается в сообщении.

Турбизнес Тренды
Транспорт Авиакомпании