Москва. 9 декабря. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – В ближайшие два года на российском туристическом рынке ожидаются крупные сделки, банкротства и мощные объединительные процессы, полагают туроператоры.

Одним из первых проявлений кризиса на рынке можно считать снижение конфронтации крупных туроператоров. По словам президента компании "Мегаполюс Турс" Эдуарда Кузнецова, единственный путь выживания сейчас – консолидация игроков.

"Кризис – самое подходящее время осознать, что нельзя бесконечно надеяться на светлое будущее и строить грандиозные планы, исходя только из своих желаний, — сказал он "Интерфакс-Туризму". – Сложное экономическое положение заставит туроператоров поменять ментальность и охотнее идти навстречу друг другу".

Среди примеров консолидации, по его словам, общая позиция российских туроператоров по Хорватии, которые решили противостоять жесткой ценовой политике местных хотельеров.

"Кроме того, мы планируем встречу ведущих игроков рынка, чтобы совместно обсудить и скорректировать программы на будущий летний сезон", — добавил Э.Кузнецов. – Нам нужно добиться того, чтобы на следующий сезон мы не "прогибались" как ни перед хотельерами, ни перед авиакомпаниями".

По словам генерального директора компании "Ванд Интернешнл" Татьяны Ванд, средние игроки рынка также бы приветствовали большее взаимопонимание между лидерами рынка.

"Я не вижу, чтобы кризис подвиг крупные компании к объединению интересов, — сказала она. – Если и есть какие-то примеры консолидации и договоренностей, то мизерные. Возможно, пока кризис недостаточно ударил по этим туроператорам".

"Туроператоры сейчас готовы уступать, но все-таки правильнее говорить пока не о консолидации, а об отсутствии явной конфронтации и уменьшении амбиций", — согласился генеральный директор компании "Тез Тур" Александр Буртин.

Президент компании "Интурист" Александр Арутюнов уверен, что ближайшие год-два на российском туррынке ознаменуются слияниями-поглощениями, что приведет к укрупнению бизнеса и большей его концентрации.

"В 2010 год, к окончанию кризиса, наш рынок придет в другом составе, — сказал А.Арутюнов на недавней конференции туроператоров в Москве. – За это время все крупные и даже средние иностранные игроки придут на российский рынок. В течение ближайших 1,5 лет нас ждет процесс крупных сделок как внутрироссийских, так и международных".

По словам президента компании UTS Алексея Крылова, вряд ли в эпоху кризиса найдутся желающие вложить деньги не только в турбизнес, но – тем более! – в российский.

"Инвесторы – не сумасшедшие. Рискованнее мероприятие сейчас просто трудно придумать", — заметил он "Интерфакс-Туризму".

Между тем, известно, что интерес к российскому рынку в прошлом году проявляли и открыто заявляли об этом как TUI, игрок номер один на мировом рынке, так и номер два, его конкурент, — Thomas Cook. Известно также, что обе компании провели переговоры сразу с несколькими российскими компаниями.

Как заметила генеральный директор компании "ВКО Групп" Эллада Пескова, кризис вряд ли помешает крупному иностранному инвестору придти на российский рынок, если он принял такое решение.

"Перед покупкой инвестор проводит серьезный и довольно затратный анализ ситуации, рынка, на которой предполагается сделка, — сказала Э.Пескова. – Если сделка переносится, то компании придется пойти на дополнительные расходы. Понятно, что кризис – явление временное, а крупные игроки смотрят далеко вперед".

Генеральный директор компании "Тез Тур" Александр Буртин согласен, что состав российских игроков претерпит изменения из-за кризиса.

"Но я думаю, что это произойдет не через слияния-поглощения, а за счет ухода с рынка тех игроков, которые в кризис окажутся не способны справиться со своими обязательствами перед партнерами и клиентами ", — сказал он "Интерфакс-Туризму".

Полностью текст см. в рубрике "Обзор рынка".