Проект приказа Минтранса о внесении таких изменений в регламент Росавиации по допуску авиакомпаний к рейсам размещен во вторник на портале regulation.gov.ru, разработчиком выступает Минтранс РФ.

В пояснительной записке указывается, что документ разработан в целях "совершенствования законодательства в области гражданской авиации, повышения ответственности авиаперевозчиков за неиспользование допуска и сокращения числа задержек вылетов рейсов".

"Проект приказа предусматривает внесение ограничений в условия ранее выданного допуска на выполнение регулярных, чартерных полетов в случае, если по вине авиакомпании в текущем сезоне расписания IATA допущены многократные задержки вылетов рейсов", — говорится в материалах.

Разработчики указывают, что в проекте приказа дополнен список оснований отзыва ранее выданного допуска, "в том числе в случае, если по вине авиакомпании в течение двух последовательных сезонов расписания IATA допущены многократные задержки вылетов рейсов; не выполняются полёты по маршруту, на который был предоставлен допуск, в течение двух последовательных сезонов IATA; введены ограничения в сертификат эксплуатанта на выполнение международных полётов; приостановлено действия сертификата эксплуатанта".

Как позднее сообщил Минтранс, 3 октября министр транспорта РФ Максим Соколов провел совещание по вопросу усиления ответственности авиакомпаний перед пассажирами за задержку или отмену рейсов. В совещании приняли участие представители Минтранса, Минкультуры, Росавиации, Ростуризма, туроператоров и авиаперевозчиков.

Как подчеркнул М.Соколов, вопрос недостаточной ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами обострился в связи с ситуацией, возникшей у авиакомпании "ВИМ-Авиа". "Необходимо обсудить все варианты решений по обеспечению перевозок пассажиров, которые приобрели билеты у неспособных отвечать по своим обязательствам авиакомпаний, либо у перевозчиков, в отношении которых принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта", — приводит министерство его слова.

Было отмечено об установленной воздушным законодательством ответственности авиаперевозчиков за задержку или отмену рейсов. Кроме того, участниками совещания отмечено, что в сфере выездного туризма уже существует созданный Ростуризмом механизм защиты пассажиров — "резервный фонд, показавший свою эффективность".

М.Соколов выделил четыре ключевых блока, по которым необходимо активно работать для недопущения задержек и отмен рейсов авиакомпаний. "Прежде всего, это мониторинг финансово-экономической деятельности перевозчиков, сертификация авиакомпаний, четкий порядок разрешения всеми представителями отрасли критических ситуаций в случае их возникновения. Наконец, необходимо выработать меры ответственности авиакомпании перед пассажирами на каждом этапе ее деятельности", — отмечают в министерстве.

При этом указывается, что всеми участниками совещания было поддержано решение о разработке системы минимизации рисков внезапного ухода авиакомпаний с рынка воздушных перевозок.

Идея с ограничениями сертификатов авиакомпаний из-за массовых задержек рейсов начала активно обсуждаться с лета 2017 г. в связи с массовыми задержками авиакомпании "ВИМ-Авиа" и других авиакомпаний, в основном чартерных. При этом Росавиация не раз грозила авиакомпаниям проверками в случае больших задержек чартеров, а также решила ежедневно публиковать списки задержанных рейсов. Введение ограничений в сертификаты в ведомстве тогда назвали "последним шагом".

Глава Росавиации Александр Нерадько неоднократно указывал, что ограничить сертификат эксплуатанта перевозчика в связи с массовыми отменами рейсов "нормативно невозможно". "Нужны новые дополнения в законодательстве, которые бы более строго регулировали эти вопросы", — отмечал А.Нерадько.

После ситуации с "ВИМ-Авиа", которая столкнулась с финансовыми проблемами в конце сентября, было решено наделить Росавиацию соответствующими полномочиями.