"Российский союз туриндустрии предлагает отменить запрет на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет как необоснованный", — заявила И.Тюрина.

Она напомнила, что 1 июля истекает срок действия постановления правительства РФ, откладывающего вступление в силу запрета на использование для детских туристических перевозок автобусов старше 10 лет. Запрет был введен постановлением N1177 от 17 декабря 2013 года "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" и с тех пор усилиями РСТ четыре раза откладывался. В последний раз его удалось отложить на полгода, соответствующее постановление Дмитрий Медведев подписал 31 января 2016 года.

"Сегодня 29 июня, и перспективы очередного переноса "возрастного ценза", не говоря уже о его полной отмене, весьма туманны. И если с 1 июля запрет на автобусы старше 10 лет вступит в силу, организованная перевозка детских групп в России практически перестанет существовать. В ближайшие выходные по стране пройдет очередной выезд-заезд смен в детских лагерях отдыха – везти детей будет не на чем", — заявила И.Тюрина.

По данным РСТ, на момент принятия постановления в декабре 2013 года доля туристических автобусов старше 10 лет была 70-75%, а сейчас – более 90%. Если "возрастной ценз" не будет отменен, отметила И.Тюрина, все эти 90% попадут под запрет, а тарифы на аренду оставшихся резко вырастут.

"В России автобусы туристического класса практически не производятся. Единственная альтернатива – китайские, их ввозится 100-150 в год. Всего, вместе с европейскими, в России в год появляется максимум 200 "молодых" автобусов. А заменить потребуется более 10 тыс. машин, на что при нынешних темпах обновления парка уйдет 50 лет. Европейские автобусы вообще непонятно, как покупать и окупать: самый дешевый Mercedes – 16 млн рублей, и это суперцена. Setra стоит под 40 млн рублей", — отметила И.Тюрина.

При этом явной зависимости между безопасностью и возрастом автобусов нет, заявила на пресс-конференции член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ и эксперт комитета по социальной политике Совета Федерации Ольга Санаева.

"Нет объективных данных о том, что после определенного периода эксплуатация автобуса становится опасной, если машина нормально обслуживалась. Более того, специфика парка в России такова, что автобусы старшего возраста в среднем лучше, чем те, которым сейчас менее 10 лет. Более старые – это машины лучших европейских марок: Mercedes, MAN, Neoplan, Setra, Scania", — рассказала О.Санаева.

И.Тюрина подчеркнула, что при должном техническом обслуживании ресурс автобусов значительно превосходит 20 лет.

"В Германии 50% двадцатилетних автобусов проходят техосмотр с первого предъявления и без каких-либо замечаний, а еще по 20% — лишь с мелкими замечаниями. При этом в России перспектива запрета на эксплуатацию автобусов старше 10 лет привела к тому, что их владельцы перестали вкладываться в капитальный ремонт этих машин. Таким образом, постановление N1177 нанесло вред автобусному парку и никак не повысило безопасность перевозок", — заявила пресс-секретарь РСТ.

О.Санаева сообщила, что совещания по переносу даты вступления постановления проходили на всех уровнях. "Совещания проходили у Виталия Мутко, Ольги Голодец. Нам говорили, что готовится решение правительства о том, чтобы этот пункт видоизменить, потому что все ведомства согласны. Но изменение так и не произошло, и мы поставлены в такие условия, что с 1 июля мы должны детей перевозить на автобусах не старше 10 лет, а таких машин критически мало", — сказала она.

Помимо отмены запрета, РСТ предлагает также обнулить ввозные таможенные пошлины (18%) на туристические автобусы с двигателями класса Евро 5 и Евро 6. "Как вариант возможна централизованная закупка автобусов к Чемпионату мира по футболу 2018 с последующей реализацией и предоставлением в лизинг предприятиям туриндустрии на льготных условиях", — отметила И.Тюрина.