"В прошлом новогоднем сезоне 2015-2016 в Великом Устюге побывало 34 тыс. туристов. А в Новый год и зимние каникулы 2016-2017 на родину российского Деда Мороза приехало всего 24 тыс. гостей, это на 29% меньше прошлогоднего результата. Среди основных причин спада специалисты называют высокую стоимость продукта, на которую в этом году наложились еще и морозы, отпугнувшие родителей с маленькими детьми. Туроператоры уже не раз предупреждали: бренд работает на пределе, не хватает инфраструктуры, нет прямого поезда", — сказала И.Тюрина.

По мнению экспертов, сама вотчина по качеству сильно отстает от современных представлений о подобных объектах. "Размещение и развлечения – на самом примитивном уровне, сильно напоминающем пионерлагерь не в лучшем варианте. Все эти впечатления начали давать негатив. Учитывая растущие цены, спад был вполне прогнозируем", – отметила директор российского отдела компании "Ванд Трэвел" Ирина Астахова.

Представители районной администрации и турфирм Великого Устюга еще в ноябре говорили о возможном снижении турпотока из-за отсутствия прямых поездов и высокой стоимости проезда по железной дороге.

Туроператоры также обращают внимание, что в Великий Устюг туристы едут всего несколько дней в году, а в остальное время там затишье. По мнению директора компании "Виадук тур" Ларисы Федоровой, необходимо преодолевать сезонность спроса, развивать в городе не только тему Деда Мороза, но и варианты летнего отдыха, фестивали, праздники.

По словам И.Тюриной, из-за проблем с транспортной доступностью Великого Устюга некоторые эксперты предлагают переселить Деда Мороза поближе, например, в Вологду, куда ходят поезда и летают самолеты. Они считают, что Дед Мороз – достаточно раскрученный бренд, который перерос рамки маленького городка и требует перехода на новый уровень", — рассказала она.

Пресс-секретарь РСТ добавила, что на рынке также появились предложения развивать Вологду и Великий Устюг совместно: например, разместить городскую резиденцию Деда Мороза в Вологде, а загородную – в Великом Устюге.

"Но туроператоры против такого переноса. По их мнению, за почти 20 лет существования проекта Дед Мороз и Великий Устюг уже слились воедино, целое поколение детей выросло на этом бренде, и при переселении можно потерять туристов. Лучше рассматривать Вологду и Великий Устюг как самостоятельные автономные площадки, тем более что клиентура в два города едет разная – в Устюг семьи с детьми, в Вологду – более взрослые туристы", — пояснила И.Тюрина.

"Вотчина Деда Мороза" официально открылась в Великом Устюге 25 декабря 1999 года. Она расположена в 12 км от города на берегу реки Сухоны. В самом городе работают городская резиденция Деда Мороза и несколько музеев. Разместиться туристы могут в гостиницах в вотчине и в городе. По областной статистике, за первые три года число туристов, посетивших город, выросло с 2 тыс. до 32 тыс., то есть в 16 раз, а в целом с 1998 по 2014 год – в 74 раза.