Москва. 1 июля. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Туристический бизнес – один из наиболее рискованных, так что исключать других банкротств, кроме "Детура", на рынке в высокий сезон нельзя, считают российские туроператоры.

"Туристический бизнес каждый год на рынке разоряются какие-то компании и о том, что у "Детура" есть серьезные финансовые проблемы, в профессиональной среде знали давно, — сказал агентству генеральный представитель Tez Tour в России Александр Синигибский. – Этот туроператор последние недели активно собирал средства с турагентств, торопил с оплатой, но сам при этом отели в Турции не оплачивал".

По его словам, "Детур" работал в сегменте недорогих туров, а он более других подвержен риску.

"Туризм – вообще очень рискованный бизнес. Огромные риски, низкая норма прибыли. Вспышки болезней, теракты, экологические проблемы в какой-нибудь курортной стране могут свести на нет все усилия российского туроператора по подготовке сезона", — сказал собеседник.

"Нетрудно назвать как минимум 5-6 компаний вполне уважаемых, которые могут столкнуться с такими же проблемами, как и "Детур", — добавил А.Синигибский.

"Судя по количеству необслуженных туристов, долги "Детура" перед ними раза в три превысят страховое покрытие, которое составляет всего 10 млн рублей, или примерно $400 тыс", — сказал генеральный представитель Tez Tour в России.

"Этой суммы действительно может не хватить на компенсацию всем пострадавшим от действий "Детура", — соглашается вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. – С другой стороны, можно порадоваться, что эта сумма составляет 10 млн рублей, а не 5, как это было до 1 июня 2008 года."

Как заметила генеральный директор компании "Капитал Тур" Инна Бельтюкова, риски в турбизнесе таковы, что его не случайно сравнивают с казино".

"Ставки в туризме очень высоки, а колебания на рынке на уровне спрос-предложения часто просто непредсказуемы, — сказала собеседница. – Игроки никогда не могут быть уверены, кто и с какими ценами выйдет на рынок, и какое направление отдыха будет пользоваться реально высоким спросом".

И.Бельтюкова считает, что такая нестабильность сохранится до тех пор, пока "рынок полностью не структурируется и не упорядочится".

С другой стороны, заметила собеседница, существующая сейчас в России система финансовых гарантий туроператорской – вполне действенная мера страхования таких рисков, которая уже давно проверена международной практикой.

"Для того, чтобы твердо стоять на ногах, российскому туроператору нельзя, как это делал "Детур", ограничиваться одним направлением, а работать сразу с несколькими. Желательно также не ограничиваться одним турбизнесом", — заметил А.Синигибский.

По его словам, одна из причин проблем с российскими туристами в Турции в том, что государство практически не поддерживает выездной туризм.

"Считается, что, в отличие от внутреннего туризма, мы вывозим деньги из страны. А мы, между прочим, вывозим людей на отдых, к морю. Россия – северная страна, и одного Черного моря на всех не хватает", — добавил А.Синигибский.